И в прозе есть поэзия
С творчеством Ивана Сергеевича Тургенева мы сталкиваемся в раннем детстве: «Записки охотника», «Муму», известные по школьной программе. Затем мы обращаемся к более взрослым и серьезным произведения: «Рудин», Отцы и дети», «Новь», «Дворянское гнездо». Библиография автора обширна, включает в себя произведения разной тематики и направленности. Но многие помнят лишь те произведения, которые изучались в школе.
А тем не менее Иван Сергеевич писал и стихи, которые не очень известны широкому кругу читателей, в том числе – в прозе. Как это ни парадоксально звучит, но если вглядеться, вернее, вчитаться, то мы увидим, что поэзия, в ее прямом понимании нередко более присутствует в произведении писателей, то есть прозаиков, чем у «профессиональных поэтов», пусть и не в привыкшей для нас читателей в ее «прозаической» форме подачи. Напрашивается вопрос, а почему так? Ответ прост – поэзия заключается не в всегда только через форму (рифма, ритмика стиха, лирика и т.д.), а в богатом полотне образности, богатстве особой метафоричности авторской мысли, умении автора вызвать в душе читательской аудитории отклик, глубину эмоционального сопереживания, умения прочувствовать ее во всей глубине и сложности. В этой небольшой подборке я приведу примеры, если так можно сказать одного из гениев «поэтичных прозаиков». Разумеется, что кто-то будет согласен, а кто - нет, но это так. Вот, например один из наиболее, на мой взгляд, поэтичных прозаиков – Иван Сергеевич Тургенев. Разве это кусочек текста не поэзия в ее чистом виде?
«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте». Прекрасно не правда ли?!!
Согласитесь, что этот словесный рисунок данной картины и есть, по сути, поэзия, поданная нам пусть не в ее традиционной ритмической (рифмованной форме). Кстати Иван Тургенев более чем поэт или, просто, писатель – это творец синтеза, умелец соединять поэзию и прозу так органично, что порой трудно отличать одно от другого. Как сегодня бы сказали - мастер коннотации. Читаем далее, отрывок из популярного произведения классика «Отцы и дети», где автор удачно переплетает утонченные картины природы с не менее утонченными нюансами психологии человеческих чувств. Именно такой «синтез» и помогает читателю более точно понимать и воспринимать замысел великого писателя.
Приведенные мною примеры – только малая толика того, что «разлито» на страницах этого гения поэзии выраженную через прозу. Если честно признаться, то многие из нас считают поэзией только то, что срифмовано, что подано в форме стиха, но мало вникают в описание поэзии именно через прозу в ее особом поэтическом виде. То есть поэзию, которая требует соощущений, эмпатии, умения порой через сложную поэтическую метафору не столько разглядеть сколько прочувствовать ее сущность. Наверное, поэтому кто-то просто пропускает в романах, повестях рассказах места поэтического характера, а кто-то с наслаждением их читает и перечитывает.
Писал он и «настоящие» стихи – в рифмой, размером, сочинительством. Темы освещал разные, но каждое стихотворение отражало его переживания, мысли и чувства. И, как ни удивительно, стихи, написанные им давным-давно, актуальны и поныне:
Теперь, когда Россия наша
Своим путем идёт одна
И наконец отчизна Ваша
К судьбам другим увлечена,-
Теперь, в великий час разлуки,
Да будут русской речи звуки
Для Вас залогом, что года
Пройдут - и кончится вражда;
Что, чуждый немцу с колыбели,
Через один короткий век
Сойдется с ним у той же цели,
Как с братом, русский человек;
Что, если нам теперь по праву
Проклятия гремят кругом,-
Мы наш позор и нашу славу
Искупим славой и Добром…
Всему, чем Ваша грудь согрета,
Всему сочувствуем и мы;
И мы желаем мира, света,
Не разрушенья — и не тьмы.