Мне близка Ахматова-женщина
Знакомство моё с творчеством Анны Ахматовой произошло в десятом классе, когда Татьяна Петровна Изюмова попросила нас выучить по одному стихотворению поэтессы, чтобы прочитать их на круглом столе в районной библиотеке.
Выучила одно: «Буду чёрные грядки холить,
Ключевою водой поливать.
Полевые цветы на воле,
Их не нужно трогать и рвать.
Пусть их больше, чем звезд зажженных
В сентябрьских небесах, -
Для детей, для бродяг, для влюбленных
Вырастают цветы на полях.
А мои - для святой Софии
В тот единственный светлый день,
Когда возгласы литургии
Возлетят под дивную сень.
Стихотворение понравилось, правило – не рвать цветы – запомнилось. С тех пор к цветам у меня жалость, не люблю букеты. Ощущение, что после праздника – тлен. Вы же помните этот запах гниения букета в воде? Мне больше по нраву полевые цветы, которые украшают землю природным ковром.
Перешагнув через отступление, вернусь к стихам Анны Андреевны. Все они – написаны сердцем и отчасти биографичны. В них видна великая душа поэтессы, движение её смятений и переживаний, которые могут достучаться до любого женского сердца.
Мой фаворит в творчестве Ахматовой, конечно же, «Сероглазый король». Удивительно, что мнение об этом стихотворении менялось по мере взросления. Сначала – осуждение героини, потом – принятие, а затем уже и понимание. Ну а кто мы такие, чтобы судить? Ведь у каждой женщины живёт в памяти и душе её личный сероглазый король, даже если она, к сожалению, не родила ему ребёнка.
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»
И можно героине даже позавидовать – у неё осталась копия человека, которому принадлежало её сердце. Ей стало дышать легче – не надо таить свою любовь, зная, что твой король принадлежит другой…
Анна Ахматова – удивительно тонко чувствующая. Ни одно событие не прошло мимо неё: революция, война, тоска по Родине – всё нашло отражение в её стихах, продуманный, четких, порой очень резких. Но за этой резкостью всегда есть чувство незащищённости, оголённой женской души, наполненной глубокими переживаниями и треволнениями.
Я читала многие стихотворения автора, но мне всё же ближе Ахматова-женщина, которая может переживать любовную горячку, жестко проклинать своего бывшего возлюбленного, внушать себе, что она лучшая в его судьбе… Так, именно так разговаривает влюблённая женщина, наделённая божественным талантом – умением любить, ревновать и ненавидеть.
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.
Немного об истории этого стихотворения. Ахматова хранила верность своему мужу – Н. Гумилеву, чего нельзя сказать о нем. Он сам заводил множество романов. Большую роль играло чувство творческой ревности. В момент заключения брака поэт был уже широко известен и заслонял своей славой творчество жены. Однако довольно быстро Ахматова также стала популярной личностью, и между супругами началось скрытое соперничество. В 1918 г. Гумилев разводится с женой и оставляет её одну с ребенком. Ахматова и так находилась в очень тяжелом положении. Поступок мужа стал для нее еще большим ударом. В 1921 г. она выразила свои чувства в стихотворении «А ты думал — я тоже такая…»
Раннее творчество Ахматовой насчитывает множество стихотворений, написанных в жанре любовной лирики. Но все они описывали несуществующие романы и не затрагивали личной жизни поэтессы. Мне очень нравится, когда каждое моё стихотворение или сказанное слово в соцсетях считают фактом моей личной жизни, не понимая, что как человек творческий, поэт (не причисляю себя к оным, но всё же) может писать и чувствовать гораздо глубже тех, кого бог не пометил поэтическим даром.
Вместе с Ахматовой, если только в руки попадёт её томик стихов, я все время заново переживаю те эмоции и чувства, которые она вложила в свои поэтические строки. И понимаю её, принимаю, сочувственно киваю головой:
Соседка – из жалости – два квартала,
Старухи, – как водится, – до ворот,
А тот, чью руку я держала,
До самой ямы со мной пойдет.
И встанет совсем один на свете
Над черной, рыхлой, родной землей,
И громко спросит, но не ответит
Ему, как прежде, голос мой.
И до невозможности становится жаль и героиню, и себя, и никак не можешь найти ответ на риторический вопрос:
Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!»
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
…А что теперь?
А теперь – она мучается, страдает, ревнует. А мне хочется сесть рядом и погладить её усталую руку: «всё будет хорошо». Почитайте Ахматову, если вам грустно, больно, горько. И вы поймете, что во все времена всех женщин мучали и терзали всё те же вопросы. И, боже, как похожи душевные муки у нас у всех. Идёт время – а мы не меняемся, переживаем, маемся, ищем подтверждения своей «хорошести». Мы не меняемся так же, как остаётся нетленной и неповторимой поэзия этой великой женщины, оставившая свой серебряный след в мире русской литературы.
-
15:04 17 апреляВ Озинском районе обсудили проблему кибермошенничества
-
14:59 17 апреляВ ожидании Светлого Дня
-
13:49 17 апреляИгорь Комаров провел заседание межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям
-
13:44 17 апреляОткрытый турнир по греко-римской борьбе «Волжские дали» в с. Пристанное!