Мой Пушкин – просто человек
Александр Сергеевич Пушкин. Великий русский поэт. Всю свою жизнь мы знаем и помним строчки из его стихотворений, которые цитируем, даже не задумываясь об авторстве. Всю жизнь он казался мне кем-то вроде небожителя, до которого не дойти, не дотянуться.
Но у каждого из нас свой Пушкин. В мою жизнь он вошёл со сказками, которые я знала наизусть. Театрализованные инсценировки для нас были очень интересны, и мы играли некоторые сцены дома: вот собирается в дальний путь царь. «стороны всей государь», вот он возвращается домой, а жены уже нет…
Как радовалась я, когда по лбу получил поп-толоконный лоб, как страшно было за безумного царя Дадона, которого за алчность в самое темечко клюнул золотой петушок, как сжималось сердце, когда ветер отвечает Елисею: «в той норе, во мгле печальной гроб качается хрустальный»…
Потом были и «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин», и другие произведения из школьной программы. Но меня до жути тревожили «Марко Якубович» и «Невеста». Неожиданный поворот, что-то вроде нынешних «страшилок», когда замираешь от страха и по-детски наивно удивляешься.
Вся биография Пушкина, рассказанная им и его современниками, в трех томах хранится в нашей семейной библиотеке. И читая её, я всё время думала о поэте как о героях его книг: это был великий поэт, светоч русской поэзии. Но моё ощущение «Пушкин – просто человек» появилось у меня после посещения музея-квартиры на Мойке. Там чувствуется его присутствие – кухня, гостиная, комнаты, рабочий кабинет… Кажется, вышел и вот-вот застучат каблуки по лестнице, по которой его, раненного на Чёрной речке, заносили домой. В этой квартире прошли последние дни автора невероятного количества книг. В рабочем кабинете на кожаном диване после смертельного ранения перестало биться его сердце. Экскурсовод рассказывала о нем как о мужчине, человеке, защитившем честь красавицы-жены. О его друзьях, несколько дней постоянно дежуривших у постели поэта, о том, как вывешивались бюллетени о его здоровье, и как Жуковский чертил план квартиры, чтобы оставить потомкам память – он уже тогда понимал, насколько важна личность поэта для потомков.
Там же с лица Пушкина сделали слепок – посмертную маску. И глядя на неё, сжимается сердце: на челе боль и страдание. Но и умиротворение и покой – он остался настоящим мужчиной, погиб, отстояв светлое имя супруги. Это ощущение – что Пушкин мог любить, волноваться, переживать – очень интересно. Потому что великий поэт в первую очередь был ЧЕЛОВЕКОМ, который рождается раз в пять столетий – гений, талант и гордость, чьи произведения будут читать еще много веков.
Аида БОГДАЛОВА
-
11:25 13 ноябряТипичные схемы дистанционных краж безналичных денежных средств и мошенничеств
-
11:22 13 ноябряМолодые семьи участников СВО смогут получать выплаты на покупку жилья в первоочередном порядке
-
13:23 12 ноябряИстории мужества: учащиеся узнают о героях СВО
-
13:12 12 ноябряОтряд "Звезда" стал хранителем истории