В мире добра и позитива
Приятно осознавать, что в нашем мире еще живут люди, которые полны искристой доброты, не озлобленны на мир, видящие в нем только яркие краски. Среди них – Улдай Мамбетова, или как привычно называют её - Валентина Андреевна. Всю жизнь она прожила в селе Старые Озинки. Здесь родилась и выросла, окончила десятилетку. После школы вместе с одноклассниками, коих насчитывалось шестеро, поехала поступать в Новоузенский сельскохозяйственный техникум учиться профессии ветврача.
По возвращении в родной колхоз стала работать Айболитом. Те, кто думает, что ветеринарный труд – это легко, мол, ответственности меньше, очень даже ошибаются. Ведь коровушка, даже если ей очень больно, не может объяснить, где болит и насколько интенсивно. Стонет только да дышит тяжело. Смотреть на мучения животных – до сердечной боли. Это Валентина знает, как никто другой. Поэтому ни разу за годы своей практики не отказывала, если хозяева бежали за помощью. И правила, принимала роды, радовалась прибавлению вместе с хозяевами. На её плечах было и колхозное стадо, и частное поголовье.
Когда болеет животное – ветврач не смотрит на погоду. Дождь или снег, она, подхватив необходимый инструмент, спешит на помощь. Сколько раз бывало такое, что её выдергивали из сна и, покинув теплую постель, она вместе со сторожем спешила на помощь буренкам. До сих пор многие по привычке бегут к Валентине: пойди, посмотри, что там с коровой. И она идёт. Потому что не может иначе. Это как фельдшер, но только её пациенты – домашняя живность.
Молодой девчонкой она начала свою работу и трудилась на должности 38 лет. За это время обзавелась семьей. Долгое время ухаживал за ней местный парень – высокий, волевой, с размашистой походкой, Салык Мамбетов. Бывало, в санях засыпал, караулил свою любимую. И добился-таки: поженились, получили квартиру, стали жить. В семье один за одним появились трое детей: Айгуль, Алтынбек и Кимран. Здесь же стали ходить в детский сад, потом в школу. Тогда Валентине стало полегче: Айгуль с Алтынбеком и печку растопить могли, и хозяйство присмотреть, и Кимрана из садика забрать.
Рядом все время была мама. Валентина не просто хорошая хозяйка, но и добрая отзывчивая дочь. Если что-то вдруг случалось, ей только дорогу перейти. «Но моя заслуга маленькая», - говорит она – это Нина всегда была с мамой, вместе с ней жила, заботилась, ухаживала». У Валентины семья была немаленькая – трое братьев, сестрёнка. Все друг за дружку горой. Но двух братьев судьба забрала, не стало и родителей.
Теперь, в возрасте, который перевалив за седьмой десяток, она почти что самая старшая для своих родных. Но душа её так и осталась молодой. И она до сих пор по-детски наивно и восторженно принимает мир. Всему верит, удивляется и потом хохочет над собой, когда понимает, что пошутили: «Ну надо же, а я поверила». С такими людьми всегда легко – они не могут злиться, кричать, выяснять отношения, удивить крепким словцом. «Я не умею злиться. Я только обижаюсь, замыкаюсь в себе, перелопачиваю все внутри, ну а потом прощаю, поставив себя на место человека, и снова общаюсь. Ведь каждый имеет право на ошибки, и я не Бог, чтобы их судить. Ведь даже Бог иногда устраивает жизнь нашу по своему велению».
Тут моя собеседница замолкает, и я понимаю, что мысли её о сыне Алтынбеке, который более 13 лет назад погиб в Подмосковье. А затем, спустя короткий промежуток времени, ушел из жизни и муж. Ушёл на вздохе, внезапно, быстро, как и жил – всегда торопился, хотел успеть сделать много дел за раз. Много потерь выпало на долю этой женщины, много переживаний. Но на то она и жизнь, чтобы проверять на прочность. И она выстаивает, не сдается, думает наперед. Сейчас вместе с Валентиной Андреевной живет невестка Ольга. Кимран ездит на заработки, как и многие мужчины, затеял дома ремонт.
Сейчас Валентина вспоминает и удивляется, как ей удалось выдержать такой тяжёлый труд. «В гости позовут – иду-иду, конца и края нет дороге. А раньше вечерами как угорелая: с фермы на один край деревни, потом на другой. И дома успевала всё делать, и сил хватало. И подоить, и пропустить, и постирать, и погладить надо. Тогда как будто и вечера длиннее были – в гости успевали сходить, сами гостей позвать. Не было спешки, суеты, как-то всё было размереннее. А муж очень любил детям мастерить новогодние костюмы. Наш младший все время то заяц, то Мушкетер, то робот, - без костюмов не оставался. Вспоминаешь жизнь, и вроде как трудности были, а все же пролетела как миг».
Долгими вечерами, когда семья была большой, часто присаживалась она перед телевизором со спицами – носки получали все члены семьи. Но сейчас, когда от шерстяных носков почему-то все отказались, у неё появилось новое увлечение, которое приводит в порядок мысли. Алмазной мозаикой стала увлекаться недавно, но каждая бисеринка ложится так ровно и красиво, что получаются изысканные картины, которые она охотно дарит друзьям и знакомым. И это настоящее украшение интерьера.
Для любимых внуков Нурлата и Асхата тоже собирается сделать подарок в стиле хенд-мейк, чтобы осталась у них память о бабушке. Эти два человечка – очень близкие и дороги её сердцу. Выросли на руках. И вдруг, став взрослыми, уехали в соседнюю республику, где получили образование и обзавелись семьями. Ждёт-пождет (специально не пишу «не дождется», потому как хочу, чтобы дождалась) она, когда к ней прилетит радостная весть: родился правнук. Ведь, как говорят у мусульман, правнук – это пропуск в рай. Но этой милой женщине до рая еще далеко. Ещё предстоит доделать ремонт, съесть все запасы, которые заготовили на зиму, а придёт весна – готовить огород к посадке.
Хочу пожелать этой труженице доброго здоровья, мира в душе. Пусть каждый день, что приближает к старости, будет наполнен радостными событиями и спокойствием. И пусть снова в этом доме зазвучит детский смех, как хочет того хозяйка дома.