Профилактика и предупреждение правонарушений и преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

8:57 27 февраля
290
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

С каждым днем все большую актуальность приобретают вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений, связанных с хищением, совершенном с использованием информационно коммуникационных технологий, в том числе сети «Интернет».

Данный вид хищения является общественно опасным деянием, способным причинить имущественный вред огромному числу гражданам, а также подрывающим доверие к финансовым и иным институтам общества.

Ежегодно фиксируется неуклонный рост числа преступлений, связанных с хищением денежных средств физических и юридических лиц с банковских счет, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в сети «Интернет», с помощью средств сотовой связи.

Мошенники используют разные способы обмана людей в интернете: от спама до создания сайтов-двойников. Цель злоумышленников – получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных об их банковских вкладах, либо путем введения их в заблуждение. При этом, в подавляющем большинстве случаев злоумышленники представляются либо банковскими работниками, либо работниками правоохранительных органов.

Анализ способов совершения преступлений с использованием информационно телекоммуникационных технологий показал, что к числу наиболее распространенных относятся следующее схемы обмана:

- поступает звонок от якобы работника службы безопасности банка или сотрудника правоохранительных органов, которые сообщают о зафиксированной попытки хищения денежных средств с банковского счета, при этом, в целях безопасности предлагают перевести денежные средства на другой «безопасный» счет, подконтрольный злоумышленникам;

- поступает звонок от якобы сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленника;

- потерпевший заказывает товар через сеть «Интернет», оплачивает его путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ, либо получает пустую коробку.

С целью пресечения совершения преступления, необходимо критически относиться к таким сообщениям и не выполнять сомнительные просьбы.

При возникновении подобной ситуации необходимо самостоятельно связаться с кол-центром Вашего банка или оператором сотовой связи, изложив суть поступившего звонка или СМС-сообщения, попросив подтвердить достоверность его содержания. Данные действия поспособствуют незамедлительному установлению злоумышленника, пресечению совершения преступления, а главное сохранению денежных средств.

Помните, что ни одна организация, включая банк, не будет требовать от Вас в телефонном режиме реквизиты банковской карты, включая ее СVV-код!

К числу признаки потенциально опасных Интернет-магазинов или объявлений относятся:

- требование предоплаты на банковскую карту или виртуальный кошелек. Помните, что большей части случает при переводе денег в счет предоплаты, покупатель лишается гарантий их возврата или получения товара. Если же все же решили совершить покупку по предоплате, то проверьте сначала рейтинг продавца в платежных системах;

- отсутствие контактной информации и сведений о продавце. Если на сайте Интернет-магазина отсутствуют сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, а контактные сведения представлены лишь формой обратной связи и мобильным телефоном то, такой магазин может представлять опасность. Если на сайте указан адрес магазина, проверьте, действительно ли магазин существует. Очень часто злоумышленники указывают несуществующие адреса, либо по данным адресам располагаются совсем иные организации;

- излишняя настойчивость продавцов. Если в процессе совершения покупки менеджер магазина начинает торопить совершить заказ и оплатить его, убеждая в том, что если не заказать его сейчас, то цена изменится или товар будет снят с продажи – это явный признак мошенничества, поскольку злоумышленники часто используют временной фактор для того, чтобы не дать жертве оценить все условия сделки.

Так, отсутствие возможности курьерской доставки и самовывоза товара, низкая цена товара, отсутствие у магазина «истории», а также подтверждение личности продавца, также свидетельствуют о подозрительности продавца, магазина.

В случае, если Вы или Ваши близкие стали жертвой подобного рода мошенничества, либо получили звонок с подобными просьбами, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

 

В.Д. Акимов, заместитель Ершовского транспортного прокурора, младший советник юстиции

Официальный интернет-портал правовой информации