ТОРГОВЫЙ КИОСК ВОЗЛЕ МНОГОЭТАЖКИ. ЗАКОННО ЛИ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСЗЕМНАДЗОРА?
Как показывает практика Управления Росреестра по Саратовской области, жителей региона волнует вопрос о законности размещения возле многоэтажек нестационарных торговых объектов (киосков) на земельных участках, предназначенных для эксплуатации жилого дома со встроенными помещениями; для размещения элементов благоустройства территории.
Наталья Стрелецкая, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Саратовской области, разъясняет, можно ли рассматривать подобную ситуацию как нарушение земельного законодательства.
«По нашему мнению, описанная ситуация не является нарушением земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, а именно: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, но только при условии наличия положительного решения общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме.
Решение о предоставлении в аренду придомовой территории или ее части для размещения торгового киоска можно принять общим собранием собственников жилья в многоквартирном доме, если земельный участок образован и проведен его государственный кадастровый учет.
Если же земельный участок не образован и не состоит на государственном кадастровом учете, то земля под МКД находится в государственной или муниципальной собственности. В этом случае собственники жилья в доме вправе владеть и пользоваться ею в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества.
Наша позиция основывается на определении Конституционного Суда РФ (КС РФ) от 5 декабря 2019 г. № 3273-О, в котором указано, что органы местного самоуправления не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если на это имеется согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство.
Как пояснил КС РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение таких объектов и соблюдены все законные требования. В свою очередь, действующее федеральное законодательство не запрещает размещение нестационарных торговых объектов в границах придомовой территории многоквартирного дома».