ЧТО ДЛЯ НАС ПАСХА?

8:50 5 мая 2024
164
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах?
В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, которое невозможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце.Пасха - главный праздник в богослужебном календаре Православной Церкви. Празднуя святую Пасху, Церковь воспоминает Воскресение Христово, являющееся центральным событием библейской истории.
«Христос воскрес!» - принято говорить на Пасху. Отвечают на это словами «Воистину воскрес!». Что означают эти две фразы и какой смысл вкладываем в них мы? Для кого-то это просто традиция, как своего рода пасхальный пароль и отзыв. В таких случаях люди произносят эти слова в день Пасхи, не задумываясь об их смысле, вместо «Привет» или «Здравствуйте».
Однако, как слово «здравствуйте» имеет свой смысл и означает пожелание встретившемуся вам человеку быть здоровым, так тем более слова «Христос воскрес!» и ответ на них «Воистину воскрес!» имеют конкретный смысл. Тот, кто говорит «Христос воскрес!», провозглашает тем самым библейскую истину о том, что Иисус Христос, будучи умерщвленным через распятие, затем воскрес. А тот, кто отвечает «Воистину воскрес!», выражает свое согласие с тем, что Иисус Христос действительно был мертв и вновь ожил.
Эти слова слишком серьезны и слишком значимы, чтобы говорить их формально, не вкладывая в них того смысла, который в них в действительности содержится. Ведь в описанных в Евангелии событиях, связанных со смертью и воскресением Христа, сосредоточена суть христианской веры. Без этих событий христианство было бы просто набором определенных нравственных правил, а самого Иисуса можно было бы рассматривать как одного из мудрецов, философов, выдающихся учителей прошлого.
Но воскресение Иисуса Христа подтвердило, что Он был больше, чем учителем, – Он действительно был Божественным Мессией – тем, чья миссия на земле заключалась в том, чтобы спасти «людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21).
Апостол Павел, как мы можем прочитать в Новом Завете, писал коринфской церкви немногим более чем через 20 лет после воскресения Христа следующее:
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне…
Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:1-14).
В процитированном отрывке можно увидеть почти все центральные моменты христианского вероисповедания: признание человеческой греховности и необходимости принесения жертвы за наши грехи, утверждение об историчности Иисуса Христа (то есть его реальном проживании на земле в определенный период времени) и Его искупительной смерти, сведения о погребении Иисуса, его воскресении и явлении после этого большому количеству свидетелей, удостоверивших факт его воскресения из мертвых.
Мы в это верим!
Но почему Апостол Павел из всего перечисленного особенно подчеркивал важность веры именно в воскресение Иисуса Христа?
В том числе и потому, что вера в воскресение является доказательством четырех важных фактов, которые могут иметь решающее влияние на жизнь человека в этом и в грядущем мире.
Во-первых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИСТИНА СИЛЬНЕЕ ЛЖИ. Согласно четвертому Евангелию, Иисус сказал своим врагам: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего истину» (Иоан. 8:40), а также говорил своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан. 14:6). Иисус пришел с истинной идеей о Боге и добре; его враги же добились Его смерти, потому что они не хотели, чтобы их лживая точка зрения была разрушена. Если бы они преуспели в том, чтобы окончательно уничтожить Его, ложь оказалась бы сильнее истины.
Во-вторых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА. Иисус говорил своим врагам: «Ваш отец диавол» (Иоан. 8:44). Силы зла распяли Иисуса, и, если бы не было воскресения, они бы восторжествовали. Если бы Воскресения Христова не было, то этот принцип был бы подвергнут опасности, и мы никогда более не могли бы быть уверены в том, что добро сильнее зла.
В-третьих, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ НЕНАВИСТИ. Иисус был воплощенной любовью Бога. С другой стороны, поведение людей, добивавшихся Его распятия, характеризовалось жестокой ненавистью, настолько безумной, что они Его милосердие и совершаемые Им чудеса приписали дьявольской силе. Если бы не было воскресения, то, в конечном счете, победила бы человеческая ненависть над любовью Бога. Воскресение Христово является триумфом любви над всем, что ненависть могла свершить.
И, наконец, в-четвертых, – самое главное: ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЖИЗНЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ. Если бы за смертью Христа не последовало его воскресенье, это доказало бы, что смерть может взять самую прекрасную и блаженную жизнь, и уничтожить ее. Но воскресение Христово является окончательным доказательством, что жизнь сильнее смерти, и Иисус действительно имел власть, чтобы отдать и принять свою жизнь (Иоан. 10:18).
Тема смерти не оставляет равнодушным никого. Смерть является врагом человека, и все, что связано со смертью, вызывает негативные эмоции.
Страх смерти заставлял многих людей от первобытных племен до наиболее развитых цивилизаций выдумывать и практиковать самые разнообразные обряды, подвергать себя суровым истязаниям, чтобы смягчить те наказания и страдания, с которыми они боялись столкнуться по ту сторону смерти.
Кого-то страх смерти заставлял предпринимать попытки доказать, что после смерти человека ничего не ждет и что смерть – конец всему. И человек, полагающий, что кроме этой жизни ничего нет, и после нее ничего не будет, может вполне сказать: «Станем есть и пить, ибо завтра мы умрем».
Почему люди это делают? В большинстве случаев по двум основным причинам:
1) из-за страха перед неизвестностью относительно того, что наступает после смерти;
2) из-за чувства греховности и боязни предстать перед Божьим судом. Это чувство и эта боязнь интуитивно присутствуют даже у невоцерквленного человека. Если бы человек чувствовал, что мог бы легко предстать пред Богом, то смерть не представляла бы для него такой проблемы.
Целый ряд мест Священного Писания нам говорит о том, что после смерти следует суд:
Книга Откровение, в частности, 20 и 21 главы, в которых мы читаем о суде у великого белого престола;
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27).
«…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово…» (2 Кор. 5:10).
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31).
Так утверждает Писание, и, что бы люди ни говорили вслух, в глубине души они знают о грядущем суде и боятся его.
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его…» (1Кор.15:22-23).
Поэтому сегодня каждый из нас подобно Апостолу Павлу, радуясь воскресению Христа и Его победе над ложью, злом, ненавистью и смертью, может воскликнуть:
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? …Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57)
Со светлой Христовой Пасхой!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

Настоятель Храма в честь Феодоровской Иконы Божией Матери р.п. Озинки, протоиерей С. ЖУЛИН
Официальный интернет-портал правовой информации