Как меня встречала Африка
9:00
28 декабря 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Год 2025… Спасибо тебе за всех, кого ты сохранил для меня, за то, что живы и здоровы мои близкие… Ты будешь в памяти как год, показавший мне, что нет на свете преград для человека любознательного, ищущего, интересующегося. Если у него есть цель – он добьется. Я хочу поблагодарить тебя за удивительную поездку на континент, который называют колыбелью человечества. Африка. Далекая, жаркая, дикая – такой она представлялась мне, пока я сама не очутилась на берегу Атлантического океана, сурово встретившего меня рокотом волн. Сегодня по вашим просьбам я хочу поделиться своими воспоминаниями с вами, дорогие читатели с одной –единственной целью: показать вам, что границы и условности – в вашей голове.
Итак, история началась со знакомства в социальных сетях. Студент из Того зашел на мою страницу в социальной сети «ВКонтакте». Писал на русском языке, сказал, что учится в России. Начали общаться, и я стала замечать, что в его сообщениях почти нет ошибок – оказалось, что он использует переводчик. На самом деле он плохо знал русский, но очень хочет выучить его. Я предложила помощь - высшее филологическое позволяло сделать это. Стали заниматься онлайн. Сначала с Джастином, а затем с Мартиной и Даниэлем. Последний – учитель французского, и это стало для меня полезным. Мы учились друг у друга, и мало по малу ребята стали говорить понятно, но пока еще, что вполне естественно, ставя глаголы в инфинитив – вечная ошибка иностранцев.
Видеоуроки проходили в режиме онлайн, и вскоре мои студенты стали свободно говорить на бытовые темы, сообщая как дела, что они ели, рассказывая об успехах в университете. К сожалению, у них не хватило денег, чтобы оплатить обучение, и они вынуждены были покинуть страну. Мартина уехала, а парни остались в России, нарушив закон, но надеясь немного заработать на жизнь. У Джастина в Того большая семья, где одна мама печётся об их благополучии, а Даниэль остался сиротой, за время его пребывания в России умер отец, а мамы он лишился очень рано.
Попытка их не увенчалась успехом, и они были задержаны в одном из тверских сёл, где работали на строящейся животноводческой ферме. Короткие сообщения: «у нас все хорошо», «спасибо Вам за всё», «Берегите себя». Их отъезд состоялся раньше, чем у других задержанных, потому что ребята сумели перевести мне деньги, на которые были куплены билеты до их страны. Все это время мы были на связи с Джулией – мамой Жустена. Она плакала по ночам, не подавая виду младшим, очень переживала. О том, что с ребятами все в порядке, сообщал сотрудник депортационного лагеря в Твери, человек с большим сердцем – Александр, который помог отправить ребят по их билетам, не дожидаясь, когда власти разрешат вылет по выдворению. Только тогда, когда они благополучно приземлились в Эфиопии, мы все немного успокоились. Потом еще один перелёт – и поздним вечером от семьи Афандите – звонок по видео: вот мама обнимает своего сына, а он, худющий, но счастливый: рядом с родными. Джулия пригласила меня в гости, в благодарность за то, что у него в России был кто-то, кто пожалел и посочувствовал, кто стал, как признается сам Джастин, «очень важным человеком для меня».
И я подумала: а почему бы и нет? Ведь, пока есть предложение, пока тебя ждут, нужно соглашаться. Полгода подготовки: прививки от брюшного тифа, желтой лихорадки, ревакцинация по дифтерии, покупка билетов, приобретение подарков для всех… И вот аэропорт Домодедово, мой первый полёт на огромном «Боинге» эфиопских авиалиний. В пути 17 часов. С собой – волнение от неизвестности, надежда на удачное приземление и 200 слов в словарном запасе на французском.
Пересадка в Эфиопии – жду четыре часа, и снова в другой самолет. Плывем между облаками. Желто-оранжевая земля виднеется под крыльями самолета и в динамиках звучит долгожданное: «Мы прибываем в столицу Того, город Ломе».
Встречать приехал Джастин.«Здравствуйте, мадам Богдалова. Добро пожаловать. Вы хотели в Ломе? Вы в Ломе!» Потом он признался, что не мог поверить, что я прилетела, хотя всю дорогу был на видеосвязи – моими руками, ногами и языком.
Джулия приготовила еду, радушно приветствовала вся семья. Казалось, что я буду делать в этой загадочной стране целых две недели? Но время течет быстро и на черном континенте.
Мы побывали на Пике Агоу – самой высокой горе в республике. Там много реликтовых растений, которые имеют древнюю историю. По мере восхождения на пути встречаются тоголезские деревни, в которых сохранился национальный колорит. Африка – удивительный континент именно в своей первозданности.
Мартина пригласила нас в гости к своей бабушке, которая любезно подарила мне набедренную повязку. Очень, кстати, удобная вещь в жаркое время года. И хоть она называется набедренной, покрыть ею можно весь стан.
Мы были на водопадах, местность вокруг которых покоряет своей небывалой красотой и интригует опасностями: возле водопадов находится термитник, который ни в коем случае нельзя задеть. Там я впервые попробовала плод какао, который чем-то напоминает фейхоа.
Анехо – рыбацкая деревня на месте, где Атлантический океан небывалой красоты и непередаваемого бирюзового цвета сливается с местной речушкой – потрясающе красивая. Здесь свой уклад жизни и обычаи. Под навесом сидят женщины с дочиста начищенными чашками: скоро рыбки привезут свой улов, и каждая должна принять рыбу и определить её. Нам немного не повезло: мы поехали в деревню после дождя, что вызвало появление на улицах ящериц разных видов и мастей. Для меня это было немного жутковато, а местные просто не обращали на них внимания, как будто вокруг ходят кошки.
Того – малюсенькая страна, всего-то 56 785 км². Но тоголезцы любят свою страну, уважают традиции. Пик Агоу находится на границе Бенином, где есть русское посольство. А после недавнего посещения Москвы президентом Того Жаном-Люсьеном Сави де Тове в Того тоже будет открыто посольство нашей страны.
Кухня – самое первое, о чем спрашивают. Так вот, пища у тоголезцев незамысловатая: крупы, соусы, острые приправы. Из фруктов необыкновенно вкусные там ананасы – сочные, мягкие, просто волшебные. Но вот овощи – как будто высушенные. Им не хватает влаги. Помидорки с сочной мякотью внутри ни разу не попались. Блюда готовят из круп с подливой, в которую обычно макают хлеб. Вся еда почему-то все время запивается водой. Возможно, потому что блюда заправляются острым перцем, который бросают целыми горстями. Пима – это горький перец, который кладут в кушанье цельным. Я оказалась отважной и съела пару таких перчиков. Мне вкус этих люд казался знакомым – как будто из прошлой жизни. Самостоятельно готовить на их печке я не могла, но принимала участие во взбивании ямса – тропического корнеплода с сладко-горьковатой мякотью, напоминающей батат. Зато наш русский борщи казахские бауырсаки они уплетали с удовольствием, как и плов, приготовленный мною с большим количеством моркови.
Понравилась мне и уличная еда, которую готовят прямо на обочине дорог в больших котлах. Это спагетти, рис и отварные маринованные яйца, подаваемые с зажаренным на костре мясом индейки.
Джулия и её подруга заплели мне косы, нарядили в традиционные африканские платья из хлопка в стиле батик. На рынке – огромное разнообразие тканей. Прочная прокраска, яркие цвета, настоящий хлопок, который не дает твоему телу сгореть под палящими лучами солнца. Сюда за полотном приезжают жители соседней Ганы.
Рынок – место, где нужно быть особенно внимательным. Каждый продавец, завидев иностранца, норовит спихнуть товар по завышенным ценам. Но с моей Джулией это не пройдёт. Ловко торгуясь на родном языке, она сбивает цены почти в три раза. На рынке нет товарного соседства, и продукты легко могут продаваться рядом с платьями, продавцу которого здесь же оказываются услуги маникюра. В этот момент порадовалась, что послушно сделала все прививки.
В один из дней мы посетили приход местной церквушки, руководит которой отец Фирмин. Вера у тоголезцев разная, но семья Афандите – приверженцы Всемирного братства Ассамблей Бога - христианской пятидесятнической церкви, где главным божеством считают Христа. Проповедь велась на двух языках: местном и французском. Отец Фирмин объявил о моем визите и роли в жизни двух мальчишек, оказавшихся на чужбине и великом боге, даровавшем им встречу со мной. Прихожане благодарили за доброту и сердечность. Знаете, удивительно, что, не имея работы, иногда принимая пищу один раз в день, они благодарны Богу за дыхание жизни.
Что поразило больше всего – огромное количество мотоциклов, как в каком-нибудь вестерне семидесятых. Их водят и женщины, и мужчины. В качестве такси внутрь городских улиц жители используют этот вид транспорта и трициклы, ставшие моей любовью. Это что-то сродни нашему мопеду, но с крышей, спасающей от дождя.
В Африке всего два сезона: сезон дождей и вечное лето. Я попала в первый, что значительно облегчило пребывание в стране. Но долго не сохло белье. Тоголезцы, кстати, стирают его руками – не каждая семья может позволить себе покупку стиральной машины. Но зато какой там стиральный порошок! Он отстирывает до кипенной белизны, ни одному пятнышку нет шанса остаться на твоих вещах. Тоголезцы никогда не оставят вещи на веревке, если спустилась ночь: вдруг духи решат поиграть с ними.
Но на улицах. Не считая центральных, грязно. Все сделано как будто понарошку: наши доску – прибили, отпала – забрал кто-то другой. В детстве в деревне моей бабушки мальчишки семи-восьмиклассники строили такие сооружения, называемые «калабудками». Есть, конечно и помпезные, высокие, крепкие каменные дома – показатель роскоши, как и японские автомобили. Но в основном народ живет очень бедно – трудоустроится официально очень проблематично. Джулия делает все возможное, чтобы её дети получили образование. Их четверо – Джастин, Джозеф, Елизей и и маленькая Кекели. Страна – бывшая французская колония, поэтому имена чаще французские.
Пребывание в Того закончилось очень быстро – оказалось, что пора улетать. Мы с Джулией плакали в аэропорту и обещали друг другу, что непременно увидимся. Возможно, малышка Кекели приедет в нашу страну учиться. И она знает, что у неё уже есть место, где её будут ждать с радостью. Сейчас, когда мы созваниваемся с Джулией, девочка машет мне рукой и кричит «Привет! Как дела?» - результат чтения букваря Жуковой, который она получила от меня в подарок. И их искренние улыбки говорят мне о том, что это только Бог знает, кому придется жить в твоем сердце, даже несмотря на расстояния и преграды – это девочка вызывает у меня необъяснимый прилив нежности.
Еще один вывод, который я сделал для себя: нужно учить иностранные языки. В аэропорту Касабланки я вдруг оказалась без связи. И это немного огорчило. Купить бутылку минеральной воды я все-же с горем пополам сумела. Мир, хоть и безграничен, но для покорения других стран вам без него не обойтись.
Спасибо, год 2025, за это удивительное путешествие, за встречу с этими удивительно ладно сложенными, красивыми и добрыми людьми, рядом с которыми я была безмятежно счастлива целых две недели. Такие короткие две недели…
Аида БОГДАЛОВА
Фото автора