ХУДОЖНИК РАДОСТИ

11:57 10 февраля 2022
214
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Как все-таки хорошо, что есть на свете позитивные люди. А если человек ещё и талантлив, то позитива хватает на всех. Одним из таких лучезарных людей является Федот Сычков, советский художник, чьи работы сейчас могут увидеть все посетители историко-краеведческого музея Озинского района. При желании, конечно. Ведь очень часто мы бываем заняты своими повседневными делами, и нам зачастую не до искусства. И, тем не менее, экспозицию посетили уже несколько групп, мнение которых однозначно: «Это художник радости».

Да, да, именно так называют в художественных кругах Федота Сычкова. Его картины из деревенской жизни заряжают солнцем и радостью. Нет ни одной картины, где бы ни светилось улыбкой и счастьем лицо героя картины, за исключением, пожалуй, портрета матери, на котором пожилая женщина изображена задумчивой и серьёзной. Всматриваешься в лица и удивляешься: картины изображают время, когда крестьянам приходилось заниматься подчас непосильным ручным трудом, стирать в холодной воде в прудах, кормить скот, топить печи, а лица – счастливые и довольные, открытые и добродушные. «Не то, что нынешнее племя» - согбенные фигуры, хмурые лица, закрытые души… Что-то изменилось в мироощущениях людей, пропала искренность и радость в глазах, общность, единение – все по своим калитушкам, под семью замками…

Но давайте лучше к картинам – здесь настоящая жизнь деревни начала двадцатого века. Полотна насквозь пронизаны светом, и даже если нет солнца, то какой-то внутренний свет разливается откуда-то изнутри, и от картины к картине, меняется настроение. Улыбка, которую ты видишь на первом изображении, постепенно становится твоей. И к завершению просмотра ты невольно начинаешь улыбаться, зарядившись хорошим настроением. И этот позитив жил внутри художника с самого рождения, несмотря на то, что в юном возрасте ему пришлось пережить немало потерь и тревог. В 12-летнем возрасте он потерял отца и вынужден был «христорадничать» вместе с матерью.

А потом, по счастливому стечению обстоятельств он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.

С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф.В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

А сегодня списки с картин художника выставляются в различных музеях, принося людям радость общения с высоким искусством.

Меня очень заинтересовало, что на разных картинах художника запечатлена одна и та же девушка-хохотушка. Сколько я ни пыталась найти информацию об этой удивительной красавице, полюбившейся автору, мне это так и не удалось. Ясно лишь одно – эта круглолицая землячка автора очень ему нравилась.

Сычков никогда не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели. И портреты его, кстати, тоже иногда были двойными – изображалось сразу двое людей, разных, но объединённых тем же радостным отношением к жизни, которое он проповедовал в своём искусстве.

Родившись в царской России, пережив переход от царской к советской власти, Федот Сычков в полной мере испытал на себе все перемены. Но всегда стремился быть независимым, ни от кого не зависящим. Такой характер сформировали многие обстоятельства его жизни - привычка рассчитывать только на свои силы, свой талант, убежденность в праве творческой личности быть независимой. «Художник…должен быть не стеснен ни от кого, и тем более от власти. Власть же, в особенности теперь Советская власть, должна хранить и защищать таланты», - считал Федот Васильевич.

Он шагал в ногу со временем, и на его полотнах стали появляться картины о советской действительности. Созданные им в это время полотна «Выходной день в колхозе» «Колхозный базар» отличает мастерство компоновки многофигурных композиций, умение выделить среди массы персонажей индивидуальные яркие характеры. Вышеназванные произведения по своей идейной направленности были вполне в русле официозного сталинского искусства. Определенные следы влияния распространенных в то время приемов, во внешне помпезной форме прославляющих советского человека-труженика, можно видеть в заказных панно «Праздник урожая» и «Вручение акта на вечное бесплатное пользование млей». Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Помимо того, что автор писал их в сжатые сроки, над ним довлел диктат со стороны выставкома, который требовал создания типажей пропагандистской и публицистической направленности, на которую были ориентированы в своем творчестве многие мастера живописи той эпохи.

Но самому автору не очень нравились эти работы. Ему по-прежнему хотелось изображать колоритность, многогранность, разноцветность русской крестьянской души, что он делал с удовольствием. Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске и работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы», «Встреча героя».

Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна… но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.

Альфия Хамитовна Лукошкина, завершая экскурсию по выставке, посвященной творчеству Федота Васильевича Сычкова, призывает озинцев к позитиву словами самого художника, который говорит, что каждый день нашей жизни должен быть наполнен радостью и светом. Приходите в музей, и вы зарядитесь добрым настроением и даже сможете почувствовать, как пахнут алма-атинские яблоки – так реалистично они изображены на картине с одноимённым названием автора. Поверьте – картины помогут вам отвлечься от суеты обыденности.

Аида БОГДАЛОВА

Официальный интернет-портал правовой информации