Командир минометного расчета
8:00
15 февраля 2026
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
15 февраля 1989 года территорию Афганистана покинула последняя автоколонна с советскими военнослужащими, достойно выполнившими интернациональный долг. Двумя днями раньше, 13-го, с афганской землёй попрощался младший сержант СА, наш земляк, чьи воспоминания о службе до сих пор не покрылись пылью времени и остаются свежи, как будто это было только вчера…
Будущий солдат Юрий Тараненко родился в р.п. Озинки. После окончания восьми классов он поступил в СПТУ-75, где на протяжении трех лет осваивал профессию тракториста-машиниста широкого профиля. В ноябре 1987 года парня призвали в армию, а за полгода до этого озинские призывники встречались в военкомате с представителем пограничных войск одной из Среднеазиатских республик, который им ясно дал понять, что 90% ребят будут служить в Средней Азии. Подготовил, так сказать, к реалиям предстоящей солдатской жизни.
Трое суток новобранцы провели на сборном пункте микрорайона Елшанка Саратовской области, затем их привезли в город Душанбе, откуда автобусом доставили в московский пограничный отряд, базировавшийся на территории Таджикистана. Несколько недель ребята находились на так называемой «учебке». В это время туда приезжали «покупатели» из числа офицеров из разных воинских частей и отбирали где кому служить. Перед Юрием стоял выбор: быть полезным Родине солдатом строительной роты или же пройти школу сержантского состава с обучением на командира минометного расчета, но с дальнейшей отправкой на чужбину, а именно в Афганистан. Озинец предпочел второй вариант.
Около полугода Ю. Тараненко сочетал теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения боевых задач. Он изучал устройства миномета и боеприпасов, тактику применения данного орудия, организацию боя и управление подчиненными подразделениями. Учеба проходила в казахстанском селении Чунджа, откуда новоиспеченный младший сержант вернулся в уже знакомый погранотряд и через несколько дней на вертолетах вместе с другими военнослужащими был доставлен на место службы. Наш земляк оказался в 15 километрах от таджикской границы, между кишлаком Даркад и рекой Пяндж. Здесь он пробыл почти девяти месяцев.
Непосредственно в боевых действиях Юрий Викторович не участвовал, но все время находился со своим отделением в состоянии полной боеготовности. Выполняя обязанности командира, он обучал военнослужащих минометному делу, работая с двумя видами орудия, это 82-миллимитровый (переносной) и 120-мл (возимо-буксируемый) минометы. Служивый воочию видел моджахедов в традиционных для афганского населения одеяниях (рубахи, черные жилетки, шаровары, чалмы), которые, по словам моего собеседника их «не трогали», то ли дело уже шло к завершению конфликта, то ли у советских воинов был ряд преимуществ, включая огневую поддержку других подразделений. Правда, одна история все же случилась. Наши солдаты охраняли жилище, в котором ждали отправку в СССР представители народной милиции. Однажды Юрий с другими военнослужащими проезжал мимо кишлака, как навстречу им выбежал местный житель - руками машет, просит остановиться. В его руках было письмо от местного главаря с требованием отдать начальника ополчения, в противном случае все будут уничтожены. К делу подключились советские спецслужбы, со стороны которой последовало ответное послание. В результате многочасовых переговоров вопрос удалось разрешить мирно, без последствий.
Бывший «афганец» рассказал, что обеспечение было хорошее, на кухне готовили сами солдаты, ежедневно стараясь накормить сослуживцев вкусно, по-домашнему. В его воспоминаниях остались горы, чью величественную красоту подчеркивало восходящее и заходящее солнце, письма домой и те редкие моменты, когда можно было украдкой сделать снимок, так как это не разрешалось. Именно поэтому у Юрия Викторовича очень мало фотографий со службы, не говоря уже о «дембельском» альбоме. В связи с выводом советских войск служба земляка продолжилась в другом месте: сначала в поселке Пархар, затем на нейтральной зоне возле первой линейной заставы на территории Таджикистана.
На память об армейских буднях озинец привез домой самодельную пепельницу из панциря черепахи. «Там много чего ползало, и змеи, и ядовитые пауки, и скорпионы», - говорит «афганец». Долгое время он общался в соцсетях со своим бывшим подчиненным из Белоруссии, остальных сослуживцев найти не удалось. Сегодня Ю.В. Тараненко почти 35 лет трудится на железной дороге станции Озинки приемщиком поездов и имеет крепкий семейный тыл.
15 февраля его поздравят коллеги, родственники и те, кто тоже побывал на афганской земле, прощаясь с которой, советский воин выложил патронами на пыльной дороге «Прощай, Афганистан».