Ленинградцы, дети мои... Ленинградцы, гордость моя
Почти 900 дней длилась блокада Ленинграда, где несмотря ни на что, ни на минуту не прекращалась жизнь, свершались открытия, писались песни и стихи. Летом приходилось полегче – росла трава, грело солнце. А вот зимой ленинградцы переживали самые страшные свои дни…
Весь город – удивительный симбиоз, в котором переплелись и дворцовые тайны, и цвет интеллигенции, и отголоски войны. На берега Невы – настоящая история, свой след оставила каждая эпоха. В Санкт-Петербурге есть места, которые до сих пор напоминают о войне – страшной, беспощадной, бесчеловечной, о тех трудных днях, когда шла борьба за выживание.
Некоторые из них мне удалось посетить в одну-единственную поездку, в которую невозможно было «впихнуть невпихуемое». Но все же мне хочется поделиться с читателями тем, что удалось повидать самой. На Невском проспекте на доме № 14 установлена мемориальная доска с надписью: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» Эта надпись на доме спасала жизни людей во время войны. До сих пор она – как напоминание о том, что когда-то с неба на Ленинград летели снаряды… Представить до конца этого не сможет никто из ныне живущих – сейчас это непостижимо. А тогда, когда город стоически держался, это было реальностью. На Невском проспекте во дворе дома № 14 установлен глобус. На постаменте памятника высечены строки стихотворения поэта Юрия Воронова, который подростком пережил блокаду:
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
С 1941 по 1944 год по Ленинграду было выпущено немецкой артиллерией около 150 000 снарядов. От обстрелов пострадали сотни предприятий, тысячи домов, убито свыше 25 000 жителей. Было разрушено множество памятников архитектуры, некоторые из них были утрачены безвозвратно. Во время реставрации некоторых исторических зданий в 1970-х часть следов от осколков снарядов была специально оставлена как памятники блокаде. Рядом разместили мемориальные доски.
Пожалуй, все знают «коней Клодта» на Аничковом мосту как замечательное скульптурное творение. Но стоит присмотреться, и можно увидеть, что прекрасные скульптуры напоминают об самом ужасном времени в истории города. На одной из скульптур сохранился и специально не восстанавливался след от снаряда. Здесь можно прочитать надпись на доске. Она с горечью говорит о том, что след этот оставлен одним из 148878 снарядов, которые враг выпустил по Ленинграду.
Небо блокадного Ленинграда часто пронзали огни прожекторов, а из репродуктора звучал голос диктора: «Граждане, воздушная тревога!» В первые месяцы блокады в городе установили 1500 громкоговорителей. Один из них размещался на стене дома 54/3 на углу проспекта 25 Октября и улица Пролеткульта. И сейчас он находится на том же самом месте, только эти магистрали были переименованы в Невский проспект и Малая Садовая улица.
В 2002 году 8 мая на историческом месте был торжественно открыт памятный знак блокадному репродуктору, посвящённый труженикам ленинградского военного радиоэфира и подвигу ленинградцев. На церемонии из репродуктора звучала редчайшая блокадная запись голоса Ольги Берггольц.
Памятный знак был выполнен архитектором А. П. Черновым по проекту студента СПбГу К. А. Страхова. Сейчас каждый может увидеть композицию, состоящую из рупорного репродуктора военного образца и мемориальной доски. Рупор установлен на углу здания со стороны Малой Садовой, раструб рупора обращён на Невский проспект. Ниже размещена доска: со стороны Невского - металлическая пластина с фотографией, на которой запечатлены жители Ленинграда у репродуктора в июне 1941 года; со стороны Малой Садовой - железный репродуктор с кругами радиоволн. Слева на камне выбита надпись:
«Здесь, у репродукторов, в дни героической обороны Ленинграда 1941—1944 годов жители блокадного города слушали сообщения о событиях на фронте».
Памятник внесён в «Книгу памяти Великой войны» и входит в Маршрут памяти. На День Победы у мемориального знака проходят акции памяти, из репродуктора звучат блокадные записи.
Как было сказано выше, буквально в 5-ти минутах ходьбы, на спуске набережной реки Фонтанки, у дома 21 находится один из самых значимых памятников блокады - «Блокадная полынья». Во время блокады синонимом жизни служила вода. Из-за сильных морозов и ежедневных бомбёжек Водоканала вода подавалась редко в дома. Жителям приходилось набирать воду из рек, каналов и прорубей, у которых выстраивались длинные очереди. В «Блокадной книге» есть свидетельства детей блокады:
Мы на коленочки вставали около проруби и черпали воду ведром. Я с папой всегда ходила, у нас ведро было и большой бидон. И вот пока довезём эту воду, она, конечно, уже в лёд превращается. Приносили домой, оттаивали её. Эта вода, конечно, грязная была. Ну, кипятили её. На еду немножко, а потом на мытьё надо было. Приходилось чаще ходить за водой. И было страшно скользко. Спускаться вниз к проруби было очень трудно. Потому что люди очень слабые были: часто наберёт воду в ведро, а подняться не может. Друг другу помогали, тащили вверх, а вода опять проливалась.
Мемориальный памятник в память о блокадных буднях, представляющий собой плиту из серого гранита с рельефом в виде женского профиля, был открыт 21 января 2001 года. Размеры памятника - 1,5 х 1,8 м. На камне высечены строки:
«Здесь из ледяной проруби брали воду жители блокадного Ленинграда». Однако, 30 января 2001 года памятник был утрачен и вторично открыт 18 января 2003 года. Памятный знак – «Блокадная полынья» значится в «Книге памяти Великой войны», входит в экскурсионные маршруты, посвящённые Великой Отечественной войне. В день прорыва блокады у мемориальной доски проходят торжественные церемонии и акции памяти, люди приносят цветы и свечи.
Побывать в Питере и не посмотреть, где жила известная с детства девочка Таня Савичева, просто невозможно. В блокадную зиму 1941 года Тане Савичевой было 11 лет, когда она начала терять одного за другим своих родных и горячо любимых людей. Девочка сделала 9 записей в своём блокнотике:
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша -10 мая в 4 часа дня.
Мама - 13 мая в 7-30 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
Дневник Тани Савичевой стал символом трагедии Ленинграда и живущих в нем людей. Его 9 страниц знает весь мир. Дневник Тани Савичевой послужил одним из веских документов, участвующих в Нюрнбергском процессе. Благодаря записям девочки в дневнике удалось доказать факты массовой гибели людей от голода в Ленинграде, который был осаждён армией фашисткой Германии.
Таня покинула свою квартиру в день смерти матери, 13 мая 1942 года. Поначалу она жила у соседей, потом её эвакуировали. К сожалению, Таня не дожила до Великой Победы. Девочка умерла в 1944 году. Сегодня на первом этаже дома можно увидеть 7 окон квартиры, где жила семья Савичевых в старинном здании, бывшем доходном доме В. Ф. Громова. На доме и во дворе, где жила девочка, установлены мемориальные доски. Круглый год возле них лежат живые цветы.
На месте Московского Парка Победы раньше находился кирпичный завод № 1. В связи с резким повышением смертности в блокадном Ленинграде на его базе в 1942 году был организован крематорий. К сожалению, документальная история этого предприятия до сих пор не написана. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранятся документы, позволяющие проследить историю завода и точно установить количество погибших воинов и умерших ленинградцев, чьи тела были в его печах преданы огню.
В 2004 году в парке была установлена стела с мемориальной доской, на которой имеется изображение документа, явившегося непосредственным основанием для кремации. Это секретное решение Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 7 марта 1942 года. Недалеко от этого места установлен крест с надписью:
Здесь были печи кирпичного завода-крематория. Прах сотен тысяч воинов и жителей блокадного Ленинграда покоится в прудах, газонах под Вашими ногами. Вечная им память!
Здесь были кремированы по разным оценкам от 100 до 600 тысяч тел. Это место самой массовой кремации в истории человечества. В настоящее время на месте завода установлена часовня.
Несмотря на страх, смерти, зловоние, голод, каннибализм, город продолжал жить. Работали театры, проводились концерты, писалась музыка, рождались дети.
В годовщину начала блокады Ленинграда хочется представить несколько малоизвестных фактов, часть которых скрывалась советской пропагандой, часть - стёрлась жерновами времени. Мы никогда не забудем самое бесчеловечное изо всего, что нашим предкам довелось пережить в этой ужасной войне. И каждый факт, каждое письмо из этого 872-дневного ада мы должны бережно хранить и передавать нашим детям и внукам.
Немцы называли Ленинград «городом мёртвых», но сила духа ленинградцев превзошла все возможные ожидания. 18 октября 1942 года спектаклем по пьесе Константина Симонова «Русские люди» в Ленинграде был открыт театр «Городской», но в народе его прозвали «Блокадный». В 1944 году его переименовали в Ленинградский драматический театр, а в 1959 году в знакомый для каждого ленинградца и петербуржца театр В. Ф. Комиссаржевской. Кстати, сегодня в этом театре служат два жителя блокадного Ленинграда - Георгий Штиль и Иван Краско.
Кажется невероятным, что в сентябре 1942 года группа Ленинградских художников поехала в Москву, чтоб провести выставку - «отчёт» о своей тяжелейшей работе в боевых условиях. Путь в Москву занял у них 5 дней. Выставка открылась 4 октября 1942 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и прошла с огромным успехом.
С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года в Ленинграде зарегистрировано 14 878 бракосочетаний. Это поразительно! В Санкт-Петербурге существует исследовательский проект «Блокадные свадьбы» под руководством Валерии Рылеевой, рассказавшей об этом подробно.
«Большинство свадеб было сыграно в 1943 году. Наряды к свадебным торжествам специально не готовились, только у одной блокадной невесты, Варвары Митрофановны Мясоедовой, был свадебный наряд, специально приготовленный к этому событию: «Платье невесты — сшито из ночной (шелковой рубашки) моей бабки М. А. Сапожниковой, на ее ногах — мамины подвенечные чулки, фата, чудный оренбургский платок (её собственный), тонкий и прозрачный». У двух невест были платья, сшитые для школьного выпускного. Обручальных колец чаще всего не было, либо они были кольцами родителей».
Уже 10 сентября французская газета опубликовала на первой полосе главную статью номера с заголовком «Ленинград окружён». Знаменитая поэтесса-блокадница Ольга Берггольц писала в своем дневнике 24 сентября 1941 года: «…кроме того, надо написать для Европы об обороне Ленинграда, о которой они знают в сотни раз больше, чем мы, живущие в нем…»
С начала войны существовала некая «раздвоенность информации» в эфире блокадного радио. В сентябре 1941 года, по указанию из Москвы, ежедневно на Ленинградском радио стала выходить программа «Говорит Ленинград», которую включали в эфир всесоюзного радио. Редактором передачи стал начальник литературного отдела Ленинградского радио Георгий Макогоненко (будущий муж Ольги Берггольц). Он вспоминал: «…со страной говорили защитники города: солдаты и матросы, рабочие и домохозяйки, ставшие самоотверженными бойцами ПВО, ученые, писатели, композиторы, прибывшие из области партизаны - все те, кто имел гражданское и моральное право говорить от имени Ленинграда». О голоде, холоде, длинных очередях, страшных обстрелах Ленинград говорил только своим гражданам. В Москве в радиоэфирах эта информация купировалась.
Поэтесса Ольга Берггольц могла улететь из Ленинграда ещё в сентябре 1941 года, но она осталась, так как не могла оставить в городе мужа, страдающего эпилепсией… Запись из ее дневника 1 октября 1941 года: «Мне предлагали уехать, улететь на самолёте в Москву с Ахматовой. Она сама просила меня об этом, и другие уговаривали. Я не поехала. Я не могу оставить Кольку, мне без него все равно не жизнь, несмотря на его припадки, доставляющие мне столько муки».
Футболисты-блокадники выиграли в 1944 году Кубок СССР по футболу!
Финальный матч состоялся 27 августа 1944 года на стадионе «Динамо» в Москве. В финале встретились московский ЦДКА и ленинградский «Зенит». Победу одержал ленинградский клуб, став первой немосковской командой — обладателем Кубка СССР. При этом несколько футболистов в составе «Зенита» пережили блокаду в своем родном городе.
Владислав Радимов, полузащитник сборной России 90-х годов, отыгравший в «Зените» 6 сезонов:
«Сейчас очень трудно себе представить, как это вообще было возможно, тренироваться в таких условиях, и физических, когда просто не хватало еды, и моральных, когда вокруг умирали взрослые и дети каждый день. А тем более побеждать, завоевать кубок. Впервые отобрав его у москвичей. И пусть не все футболисты «Зенита» тренировались в своём городе, это можно назвать настоящим спортивным подвигом. Возможно, поэтому карьеры тех легендарных зенитовцев завершались в 28−30 лет.
150 писателей и поэтов, членов ленинградского союза писателей ушли в армию или на флот. Те, кто не подлежал мобилизации (40 человек), ушли в народное ополчение. Уникальный случай в истории, когда из писателей было сформировано отдельное воинское подразделение — писательский взвод. Взвод вошёл в состав Дзержинского полка.
Когда мы говорим о блокаде, о нельзя не вспомнить о знаменитой симфонии Шостаковича. Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. А до этого он дважды подавал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии. Композитору было отказано, но и эвакуироваться из родного города он не стал. Вместо этого Шостакович записался на строительство оборонных сооружений в Ленинграде и совмещал написание симфонии с работой на улицах родного города.
В сентябре 1941-го пришел приказ об эвакуации. Шостаковича вместе с семьей отправили на Большую землю – сначала в Москву, а потом в Куйбышев, куда вскоре переехали все основные органы власти страны. Там композитор и закончил работу над Седьмой симфонией.
Ее премьера состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Успех был настолько грандиозным, настолько ошеломляющим, что на следующий день партитура была отправлена самолетом в Москву, где 29 марта симфония была исполнена в Колонном зале Дома Союзов.
Уже через несколько дней после исполнения фотокопию партитуры по просьбе крупнейших мировых оркестров отправили в США и Великобританию. Ленинградскую симфонию, исполненную оркестром Нью-Йоркского радио транслировали на всю Америку. Ее услышало около 20 миллионов человек.
Ленинградцы получали письма поддержки из разных уголков страны. Мужество, отвага, честь и достоинство. Патриотизм, великая сила духа объединили их в страшной схватке со смертью. Мы должны быть достойными их подвига, помнить, что в любой момент мир может измениться и ценить то, что нам дано сегодня.