Моряк, художник, меценат

12:30 20 января 2022
288
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Как часто мы сетуем на то, что у нас ну совершенно нет времени на развитие и совершенствование себя. Гаджеты заполонили жизнь не только детей, но и взрослых – живое слово, книги, газеты, к сожалению, становятся всё менее востребованными, а узнавать что-то интересное и общаться современным людям всё труднее. А между тем, чтобы хоть немного повысить свой образовательный и духовный уровень, нужно просто заглянуть в районный историко-краеведческий музей. Там, благодаря сотрудникам разных лет, создана уникальная коллекция экспонатов, которые рассказывают об истории Озинского края, людях, оставивших глубокий след в становлении района, его развитии и совершенствовании.

Здесь же можно узнать о земляках, которые своими талантами прославили озинскую землю  далеко за его пределами. А недавно в музее была развернута удивительная выставка, полная гармонии и света - о творчестве художника – мариниста, мастера морских баталий А.П. Боголюбова.

Альфия Хамитовна Лукошкина познакомила ребят с биографией знаменитого художника, с его картинами. Основное, что должны были услышать и принять слушатели и посетители выставки, - то, что Александр Петрович Боголюбов – наш земляк и его творческий путь - замечательный пример самоотверженного труда и служения своей Родине на всех поприщах: искусство, просветительство, защита Отечества, меценатство, в том числе – в Саратовской области. При непосредственном участии А.П. Боголюбова в г. Саратове был открыт музей им. Радищева, которому художник приходится внуком. Областное художественное училище носит имя А.П. Боголюбова.

Он был талантлив, как говорят о таких людях, во всём. Боголюбов рано лишился отца, вместе с братом он поступает в Санкт-Петербургский пажеский корпус (мальчиков приняли, поскольку они - дети, вернее, сироты заслуженного человека). Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус. Закончил учёбу в звании мичмана (1841) - весельчак, кутила, баловень начальства, любимец сослуживцев. Его ждала блестящая карьера моряка. Он ходил в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа-Маллорда-Вильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Павловичем Брюлловым. Но долгое время ничего не предвещало его карьеры на художественном поприще, как вдруг после тридцати лет А.П. Боголюбов решил полностью посвятить себя творчеству.

Алексей Петрович не только маринист, которого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими мастерами этого жанра. Не только прекрасный баталист - моряк по профессии, он досконально знал корабли, не допуская дилетантских просчётов ради внешних эффектов при изображении мачт и парусов. Он ещё и замечательный пейзажист, в совершенстве знающий русскую природу - едва ли не им первым берега Волги были воспроизведены на самом высоком художественном уровне. Равно как и многие береговые местности Финляндии и Финского залива, Каспийского и Чёрного морей.

Кроме того, Алексей Петрович оставил после себя несколько литературных произведений (факт, который известен далеко не всем), в частности, «Записки моряка-художника». И, наконец (а, возможно, это - главное), не меньше восхищает его преданность русской культуре, определившая жизненную и общественную позицию.

 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, который основал Алексей Петрович Боголюбов – кстати, музею и художественному училищу он завещал всё своё состояние. Можно себе представить, сколько сил нужно было потратить художнику, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея «РАДИЩЕВСКИМ» - в высших кругах долгое время не могли успокоиться: на каком основании в Саратове музей назван именем революционера!

Благодаря инициативе Алексея Петровича в Париже было создано «Общество взаимного вспомоществования русским художникам», которое давало приют и возможность молодым художникам работать в общественной мастерской без всяких личных затрат.

На выставке представлены копии его картин, на которых изображены военные баталии, прибрежная жизнь жителей Европы и России, пейзажные картины средней полосы России, от которых невозможно оторвать взгляд.

Не менее интересна, чем картины Боголюбова, его графика -рисунки, акварели. Это самостоятельная и очень значительная область в творчестве Алексея Петровича, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны. И, конечно, мастерство пришло к художнику не сразу: это - результат упорной работы в течение десятилетий, поскольку Алексей Петрович почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения на всём, что оказывалось у него под рукой.

«Работы мастера удивляют, заставляют рассматривать каждую деталь на холсте. И чем больше вглядываешься в полотно, тем отчётливее кажется, что вот-вот вода с картины прольётся на тебя, и начинаешь чувствовать запах моря, некоторой солёности и слышишь раскаты волн…» - такую оценку его картинам дали учащиеся художественного отделения Озинской школы искусств, недавно побывавшие на выставке вместе со своими руководителями Валентиной Павловной Лявинсковой и Гульнарой Гайсовной Назикеновой.  Теперь у ребят есть желание посетить исторический музей имени Радищева в городе Саратове, чтобы увидеть реальные картины мастера.

Аида БОГДАЛОВА