На глубине 300 метров…

9:30 19 марта 2023
308
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Виктор родился в совхозе Заволжский Озинского района. До четвертого класса он грезил стать летчиком, но потом его вдруг со страшной силой потянуло к морю. Что тогда поменялось в детском сознании, до сих пор остается неизвестным. Важно то, что обуянный внезапным желанием посвятить себя морскому делу В. Чернояров всё-таки окажется в составе экипажа многометровой «Мурены».

Окончив сельскую школу, Виктор попробовал поступить в инженерное училище в г. Пушкин (пригород Ленинграда), но не получилось. В 1976 году, когда пришла пора пополнить ряды Советской Армии, он стал проситься на флот, и снова вышло не так, как на тот момент ему хотелось бы. Новоиспеченного солдата отправили в Чехословакию в Центральную группу войск для службы в отдельном автомобильном батальоне водителем «урала».

В армии В. Чернояров зарекомендовал себя с наилучшей стороны, став отличником боевой и политической подготовки, поэтому воспользовался привилегией (раньше самые лучшие служивые при поступлении в военное училище проходили вне конкурса) и через год успешно поступил в Ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола.

В 1983 году, после пяти лет учебы по специальности «вооружение кораблей» Виктору присвоили квалификацию инженера-электромеханика, вручили погоны лейтенанта, кортик и долгожданное назначение на Краснознаменный Северный флот. Офицер прибыл в военный гарнизон, который располагался в г. Мурманск-130, еще он носил название г. Гаджиево (в честь командира подводной лодки Магомеда Гаджиева, геройски погибшего в Баренцевом море в 1942 году). Отсюда и началась морская эпопея служащего 31-й Краснознаменной дивизии ракетно-подводных крейсеров Виктора Черноярова.

Местом его службы и непосредственной профессиональной деятельности стала крейсерская подводная лодка стратегического назначения 667БД «Мурена», имеющая на вооружении 16 баллистических ракет с ядерными зарядами и торпеды с ядерными боеприпасами. Её длина составляла 155 метров, ширина около 12 м., по высоте она была соизмерима с пятиэтажным домом, подводное водоизмещение – более 15 тысяч тонн, скорость – 24 узла (это, примерно, 45 километров в час). На этой «громадине» Виктор Евгеньевич прослужил 10 лет, с 1983 по 1993 гг. За это время подлодка стала ему вторым домом, где он знал каждый винтик, где находился по три месяца кряду, где обучал молодых подводников всем тонкостям морского дела и безупречно выполнял прямые служебные обязанности.

Виктор Евгеньевич охотно делится своими воспоминаниями о службе: «На корабле было два экипажа, численность каждого составляла 140 человек. За здоровьем подводников тщательно следил военный доктор, ему даже приходилось в таких условиях делать операции по удалению аппендицита. На глубину уходили посменно, на 80-90 суток, практически не всплывая. Всплытие производилось только для того, чтобы в ночное время осмотреться в перископ и принять радио-сигналы. На это уходило не больше трех минут, а дальше снова погружались. Бороздили Северные моря, прошли всю Атлантику. В основном, ходили подо льдами, чтобы нас не могли обнаружить спутники, надводные корабли и противолодочная авиация противника. Рабочая глубина погружения подлодки достигала 300 метров, предельная около четырехсот, но бывало, что плавали на разных глубинах. Для применения оружия достаточно было всплыть на стартовую глубину, это 45-50 метров и прямо из воды производить ракетный старт или применять торпедное вооружение. У нас были только учебные стрельбы на специальном полигоне на Камчатке. По серьезному оружие не применялось, хотя совершали преследование кораблей противника, прорывали противолодочные рубежи, проходили «натовские» гидрофоны (приборы для приема звука и ультразвука под водой). Для этого на подлодке соблюдался режим абсолютной тишины, выключалось все и даже запрещалось передвигаться в отсеках.

Наша 31 дивизия была награждена орденом боевого Красного Знамени за хорошие показатели и непрерывное несение службы. Например, одна лодка возвращается в порт, другая сразу уходит, также и экипажи кораблей – одни после трех месяцев плавания отдыхают в отпусках, другие отправляются в море».

В.Е. Чернояров ушел на заслуженный отдых в звании капитана 3-го ранга. В его памяти остались ясные воспоминания о том дне, когда он впервые отправился в долгий боевой поход под толщу льда. С годами таких погружений было десятки, но не всегда они считались благополучными. Случались и казусы, такие, как поступление воды в один из отсеков, пожар. Однажды, где-то в районе Северного Полюса, погнулся об лед перископ. Все опасные ситуации быстро приводились в норму, благодаря слаженным и отработанным до автоматизма действиям команды. В память о подводной одиссее у Виктора Евгеньевича хранится макет того самого ракетного подводного крейсера (масштаб 1/400), который был сделан на заводе, где проходило строительство его многотонного оригинала.

Да, скучает капитан 3-го ранга по морю. Он мечтает съездить туда, где служил, увидеть знакомые места, при возможности пообщаться с кем-то из сослуживцев. Иногда ему снятся бескрайние морские просторы и огромная Мурена, а временами накатывает грусть по прошлому. В такие моменты бывалому подводнику хочется снова и снова послушать песню об усталой подлодке, которая из глубины идет домой…

Официальный интернет-портал правовой информации