Непростая судьба талантливого человека
Александр Аркадьевич Галич (имя при рождении – Александр Аронович Гинзбург, позже он придумал себе литературный псевдоним, который составил с помощью букв из собственных фамилии, имени и отчества) был поэтом и сценаристом, драматургом и прозаиком, автором и исполнителем собственных песен. Его творчество стало яркой страницей в русской культуре 60-х годов XX столетия.
Писатель родился 19 октября 1918 года, в 2023 году исполняется 105 лет со дня его рождения.
Мать мальчика Фейга Борисовна Векслер работала администратором консерватории, отец Арон (Аркадий) Самойлович трудился в экономической сфере. Родители воспитывали двух сыновей, Сашу и младшего Валеру, который, став взрослым, работал кинооператором. Спустя время семья переехала в Севастополь, а еще через несколько лет - в Москву. Александр оканчивал школу уже в столице России.
Талант юного сочинителя родители и педагоги заметили уже в детстве. Первая публикация Галича появилась в «Пионерской правде», когда мальчику было 13 лет. Уже тогда он знал, что его профессия будет связана с творчеством, но до конца не мог определиться, в каком направлении. Поэтому, окончив 9-й класс, юноша почти в одно время поступил в Оперно-драматическую студию К. Станиславского и Литературный институт, который вскоре бросил. Любовь к сцене перевесила увлечение сочинительством, хотя писать стихи он не перестал. Через три года Александр ушел из студии, так как после смерти Константина Сергеевича не захотел учиться у других преподавателей.
В 1939 году поэт поступил в театр-студию к Алексею Арбузову и Валентину Плучеку. Его дебют как драматурга состоялся через год учебы: в соавторстве с другими студентами он создал сценарий для спектакля «Город на заре», а также написал для пьесы песни и сыграл одного из персонажей. В начале войны молодого человека освободили от службы по медицинским показаниям. Сразу несколько врачей – окулист, терапевт, невропатолог признали Гинзбурга непригодным к строевой службе. Позднее с геологоразведочной партией Галич отправился в Грозный и уже там поступил в труппу местного драмтеатра, где отработал несколько лет. Переезд поэта в Ташкент был связан со студией Арбузова, который создал театральную группу и пригласил туда своих бывших подопечных. В военные годы А. Гинзбург неоднократно бывал на фронте, где выступал перед солдатами как актер, автор частушек, исполнитель песен под гитару.
Музыка в творческой биографии Галича появилась в конце 50-х годов, когда в Советском Союзе зарождался новый самобытный художественный жанр – авторской, или бардовской песни. Духовная атмосфера «хрущевской оттепели» способствовала расцвету поэзии, появлению и выражению личного взгляда на мир. Александр Аркадьевич писал и сам исполнял свои творения, играя на гитаре. При этом бард отталкивался от традиции романса и вскоре стал одним из ярких представителей жанра. С появлением первых магнитофонов, когда композиции записывали и слушали по несколько раз, а любители этих песен менялись записями, Галич приобрел еще большую известность.
Позднее, создавая сборники, автор не включал в них первые записанные опыты. Несколько произведений 1959–1962 годов были запрещены государственными органами СССР, поскольку, на их взгляд, они не соответствовали советской эстетике. Страдая от несправедливости по отношению к собственному творчеству, Галич продолжал сочинять стихи для песен, которые с каждым разом становились все более глубокими и острыми в политическом и социальном плане. Авторские песни содержали тексты антисоветской направленности, отражавшие реалии времени и включавшие в себя резкие высказывания, далекие от классических литературных канонов. Все это привело к конфликту с государственной властью. Барду запретили давать концерты, выпускать стихи и записывать пластинки, но Галича это не испугало. Он стал одним из немногих творцов, кто выбрал свободу, отказавшись от комфортной и благополучной жизни.
Наперекор запрету поэт тайком устраивал выступления в квартирах, его слушатели записывали и распространяли кассеты с песнями. Однако работники КГБ четко отслеживали эти моменты, магнитофонные записи часто изымали, а появления на сцене требовали отменить. Весной 68-го года автор принял решение выступить на публичном концерте, который состоялся в рамках фестиваля авторской песни в Новосибирске. В числе других своих произведений музыкант исполнил песню «Памяти Б.Л. Пастернака». Спустя месяц после этого события в местной новосибирской газете появилась публикация, где Галича подвергли общественному порицанию. В его адрес начали поступать угрозы, последовал полный запрет на исполнение песен и репрессии.
В 1970 году на свет появилась яркая поэма Галича «Кадиш». В интервью автор сообщил, что название произведения обозначает еврейскую поминальную молитву, произносимую сыном в память о покойном отце. Само же сочинение Александр Аркадьевич посвятил памяти Януша Корчака, знаменитого писателя, доктора и педагога из Польши, который во время второй мировой войны погиб вместе с воспитанниками в фашистском лагере Треблинка.
Пытаясь игнорировать реакцию властей, через год Александр Галич выпустил первую книгу «Песни», печатью которой занималось «антисоветское» иностранное издательство.
За это в 71-ом, накануне Нового года, певца исключили из Союза писателей СССР, а в следующем году он перестал быть членом Литературного фонда и Союза кинематографистов.
В ранний период жизни драматург Галич создавал только театральные пьесы. Он написал шесть произведений драматического жанра, в числе которых «Улица мальчиков», «Пути, которые мы выбираем», «Много ли человеку надо» и пр. В 1958 году Александр Аркадьевич создал сочинение под названием «Матросская тишина». Премьеру планировалось провести в театре «Современник», который на тот момент только открывался. Однако дебюту не суждено было состояться, и впервые зрители увидели постановку уже после смерти автора, в 1988 году.
В 1954-м бард создал первые сценарии для фильмов. Наиболее запоминающимися для зрителей и кинокритиков стали картины «На семи ветрах», «Государственный преступник» (за эту картину он был награжден грамотой КГБ СССР), «Третья молодость», «Бегущая по волнам». В фильмографию А. Галича вошли сценарии проектов для детей, в частности мультфильма «Мальчик из Неаполя», снятого по книге Джанни Родари.
С будущей женой Валентиной Архангельской поэт познакомился в Ташкенте. Женщина была актрисой. Некоторое время молодые люди встречались, а после переезда в Москву решили узаконить отношения. После свадьбы они стали задумываться о детях, и через год в семье появилась дочь Аленка. Однако личная жизнь поэта не всегда была счастливой. Спустя два года после рождения ребенка супруга приняла решение о переезде в Иркутск, поскольку получила в местном драмтеатре должность ведущей артистки. Отношения на расстоянии сложно давались молодым людям, и со временем разлука привела к разводу. Александр Аркадьевич недолго страдал от одиночества и в 1947 году снова вступил в брак. На этот раз избранницей поэта стала Ангелина Николаевна Шекрот. Несмотря на увлечения мужа, женщина была с ним до смерти, ждала его дома и до последнего любила.
Последние годы жизни были для А. Галича напряженными. Ущемляя его права как автора и исполнителя песен, преграждая путь к дальнейшему развитию карьеры, государственные власти поспособствовали тому, чтобы в 1974 году поэт эмигрировал из СССР. В источниках тех лет озвучены две версии того, как Галич это сделал. Одни говорили, что по визе Израиля, другие утверждали, что эмиграция состоялась под видом выезда на норвежский семинар. Через четыре месяца после этих событий все произведения Александра Аркадьевича - книги, песни, стихи и пьесы, запретили в СССР и музыканта лишили гражданства.
Покинув Советский Союз, бард поселился в Норвегии. Там он выпустил первую виниловую пластинку с 12 композициями, на обложке пластинки размещено фото автора с гитарой в руках. Позднее Галич переехал в Мюнхен, а затем уже для постоянного места жительства выбрал Париж. После переезда в другую страну Александр Аркадьевич обустраивал жизнь вместе с супругой. Однако их идиллия на новом месте длилась недолго. Трагедия, произошедшая с поэтом, видимо, была предначертана судьбой.
В один из дней жена Галича отправилась в магазин за покупками, а музыкант в это время решил самостоятельно подключить антенну к телевизору. В результате удара током бард скончался 15 декабря 1977 года. Причиной смерти стал электрический разряд, который мужчина получил из-за неверного обращения с проводами. Некоторое время ходили слухи, что поэт умер не случайно, и это было заранее подготовленное и спланированное убийство. Однако эта версия не нашла подтверждений, и все, кто был на месте смерти Галича, также заявляют о несчастном случае. Его похоронили через семь дней после смерти на русском кладбище в Париже.
Запрет на выпуск книг и песен поэта сняли в 1980 году. В 88-ом его посмертно восстановили в Союзе писателей и Союзе кинематографистов СССР, а в 93-м признав талант А. Галича, власти страны решили также посмертно вернуть барду советское гражданство.