Учитель химии научит волшебству

8:20 21 мая 2023
882
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться


Уральский ордена «Знак почета» педагогический институт имени А.С. Пушкина, который и я когда-то окончила, стал отличной кузницей кадров для школ Озинского района. Вызывает особую гордость, что учителя из нашего пединститута всё время называются в числе лучших педагогов. Здесь давали прочные знания, которыми выпускники делятся со своими учениками долгие годы. Среди них есть имя, которое в районе известно многим – Наталья Павловна Лявинскова, учитель химии МОУ «ООШ р.п. Озинки».

Когда Наталья решила стать учителем, никто не удивился – она всегда была в числе лучших учеников школы. Но конкурс был огромный, и шансы на поступление сокращались. В приёмной комиссии девушке посоветовали обратиться в районо за направлением. Мама привезла его в город, и Наталья стала студенткой естественно-географического факультета Уральского пединститута. Окончив его, Наталья Павловна вернулась в свой родной посёлок Фурманово, где 12 лет работала не только учителем химии, но и стала организатором внеклассной и внеурочной деятельности. Это было интересно: все мероприятия требовали продуманных сценариев, правильно подобранных слов, а Наталья Павловна обладала удивительным даром – соединять воедино, казалось бы, несовместимые вещи так, чтобы это выглядело красиво и гармонично. Поэтому в школе ученикам было весело и интересно не только на уроках, но и после них.

На сегодняшний день Наталью Павловну Лявинскову можно назвать мэтром. Кто, как не она может заворожить химическим опытом или увлечённо рассказать о кристаллической решётке? Она считает, что поспособствовало этому изучение классической школьной программы, которая была единственной для всех школ в Советском Союзе. Это была самая лучшая, надежная, доступная к пониманию программа, которая давала основные понятия не только в химии, но и по всем предметам.

В 1997 году, после развала СССР каждая республика выживала как могла. В Казахстане было не очень сытно и комфортно. Поэтому сёстры Валентина и Наталья решили перебраться в Россию. Их выбор пал на наш посёлок. И, взяв в руки по чемодану, они отправились в путь. Валентина Павловна устроилась на работу в детскую школу искусств, значительно оживив её, и через короткое время в одной из центральных газет вышла статья под названием «Живопись жива в Озинках». Но для Натальи Павловны работы сразу не нашлось. При нынешнем дефиците педагогических кадров приходится только удивляться, что было время, когда учителям говорили: «Извините, мест нет». Так ответила ей тогдашний директор средней школы Татьяна Викторовна Уланова. Пришлось устроиться в местный лицей. Работа была знакома – организатор внеурочной деятельности. Но сердце тянуло в школу. Хотелось войти в класс, увидеть любопытные лица учеников и рассказывать им о волшебных химических превращениях.

Однако судьба привела её в библиотеку. Директор районной библиотеки Нина Александровна Зубова увидела в ней перспективного работника, который может организовать и провести любое мероприятие на высшем уровне. Предлагала остаться, прирасти к библиотечному делу.

Но учитель – это учитель. Поэтому после визита в основную школу Наталья Павловна вернулась окрылённой: дали 24 часа и классное руководство! Директор Тамара Михайловна Асташова, человек светлой души, встретила нового сотрудника радушно, оказывала поддержку – Наталья Павловна раньше преподавала в казахстанской школе, имелись нюансы, которые учитель учла и усвоила очень быстро. Началась привычная размеренная жизнь.

Через три месяца предстояло дать первый открытый урок. Как она волновалась! Как не хотела осечек и ошибок! Поэтому не спала всю ночь: переживала, думала, сопоставляла… Клавдия Константиновна Панина, учитель химии, которой Наталья Павловна очень благодарна за наставничество и поддержку, напутствовала её: «Как ведёшь, так и веди. Ничего не бойся. Всё получится». И вот урок прошел. Идёт анализ. Одна из коллег делает ей замечание: «Стебель у бамбука не древесный, а травянистый». Дома, конечно же, поделилась с сестрой, отметив, что раздосадована на себя из-за этой ошибки. Та успокоила: ну не страшно, бывает... и вышла в кухню заниматься приготовлением ужина. Воцарилась тишина. И вдруг Валентина кричит из другой комнаты: «Лявинскова! Ничего ты не ошиблась! Я в тебе не сомневалась!» - и несёт из комнаты биологический справочник, в котором значится: «Бамбук имеет одревесневающий стебель».

Работа у Натальи Павловны занимала немало времени – каждый урок, как первоклассник, она готовила заново. Тут нужно прочитать, здесь уточнить, там – вспомнить. Подготовиться к лабораторной работе, написать карточки, найти плакаты – ведь учитель советской закалки не может работать без дидактического материала и методики. А тут ещё завуч решила уйти в занимаемой должности, и Наталье Павловне предложили занять её место. Размышляла, думала, но согласилась. А потом взялась вести и уроки истории – решила проверить себя: смогу ли? Смогла.

Как, впрочем, может всё, за что ни возьмётся. Но все годы, пока она живёт школой, ей не даёт покоя один вопрос: «Как донести до ребёнка то, с чем ты пришёл на урок?» И каждый раз этот ответ разный. Главное – итог. Если ты донёс, довёл до автоматизма – урок цели достиг. Это очень важно, потому что только так учитель может быть уверен, что работает не зря. Учителю важно понимать, что те знания, которые он отдал своим ученикам, остались в его голове прочным фундаментом. В этом – достоинство учителя.

Учитель, считает Наталья Павловна, не тот, кто блестяще знает свой предмет. К этому должен прикладываться титанический труд познания методики. Всем нынешним учителям она советует изучить классическую советскую методику, которая подавалась системно – от простого к сложному. Нельзя просто выбрать одну методическую схему и следовать ей. Их великое множество. В каждой есть что-то, что достойно внимания. И если нанизать их на костяк классической, на выходе можно получить отличный урок и репутацию знающего педагога.

Немаловажен контакт с учениками. Каждый учитель должен видеть в ребёнке человека, чувствовать его, понимать, к чему больше склонен учащийся. Учителя должны знать психологию детей, находить общий язык с ними, наблюдать, как они впитывает в себя знания и растут как личность. Нужно учить детей на примерах из жизни, это учит их адаптироваться в социуме.

За время работы в Озинском районе Наталья Павловна снискала себе славу учителя знающего, понимающего, сильного. В её копилке – множество благодарственных писем и Почётных грамот. Но главное – её уважают ученики, ценят коллеги, а это значит, она состоялась как педагог. И это очень здорово, что ты оставляешь след в душах своих учеников. Значит, жизнь живётся не зря.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ