Вы будете слушать их стоя

9:19 17 марта 2023
379
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться


Облака, облака —

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные —

Ветерку послушные…

На полянке я лежу,

Из травы на вас гляжу.

Я лежу себе, мечтаю:

Почему я не летаю

Вроде этих облаков,

Я - Серёжа Михалков?

Я тоже часто задавалась вопросом: почему нам не позволено то, чего очень хочется. И как когда-то маленький Серёжа Михалков я с огромным удовольствием наблюдала за облаками. То они собираются вместе, то вдруг распадаются. Вот собачка, вот кошка, а вот и сам Карабас-Барабас – распустил бороду, да и запутался в ней…

Не скажу, что Сергей Михалков был моим любимым поэтом, но его стихи были настолько легки в усвоении, что само собой напевалось: «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» Очень благодарна своим родителям и тетушкам-дядюшкам, что они никогда не жалели денег на книжки. Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Агнию Барто и даже некоторые были из книги Льва Толстого «Рассказы для детей» я могла цитировать, только научившись раскрывать рот. Мы жили в деревне, особых развлечений не было, но чаще всего, вместо того, чтобы гонять за воротами мяч, мои тети и дяди читали мне стихи, потешки, сказки, рассказы. Чтение – это наше семейное. Все мои двоюродные братья и сёстры росли с книжками в руках. Это развивало, дисциплинировало и заставляло мечтать.

Сергей Михалков – особый поэт. И мне казалось, что его произведения знают все. Но сейчас многие взрослые, к сожалению, не могут вот так сразу процитировать стихи, которые так хорошо знали в детстве. Подошла к мужчинам, которые ждали очереди в офисе «Мои документы», попросила рассказать какое-нибудь стихотворение Сергея Михалкова. Они засмущались и не смогли прочитать ни одного. Но всё же вспомнили, что он написал три текста гимна нашей страны в разные годы и даже процитировали гимн СССР 1977 года и гимн России, редактированный в 2001 году. А когда начала читать им строки: «В доме восемь дробь один /На заставе Ильича…» они дружно подхватили: «Жил высокий гражданин /По прозванью «Каланча». Его «Дядю Степу» знали наизусть почти все дети в Советском Союзе, всем нам хотелось походить на этого героя – высокого, сильного, статного и доброго.

В нашей читающей семье мне было интересно. Детские стихи часто использовались, чтобы показать те или иные недостатки или, напротив, похвалить. Ну или даже посочувствовать. Помню, заболели зубы, и я целый день лежала и ныла, вызывая к себе жалость. И тут заходит отец и жалобным голосом начинает цитировать Сергея Михалкова:

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные –

Детские, молочные…

Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит -

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять!

Голос жалобный такой, на лице – грусть… А потом он вдруг говорит: «Что, ты так долго будешь мучиться ещё? Давай, мы тебе этот зуб за одну секунду выдернем. Устав реветь и болеть, я согласно киваю головой. И вот ниткой крепко-накрепко обвязывается зуб, привязывают к дверной ручке, и папа выходит. Стучит ко мне в комнату и говорит: «Я сейчас приду, тут пришли ко мне». А сам в это время на цыпочках прокрадывается на кухню и резко открывает дверь в комнату. От неожиданности я не успеваю заплакать, а зуб куда-то исчезает. Остаётся лишь дырочка, из которой едва сочится кровь. И я очень хорошо ощущаю пустоту и соленый привкус десны…

Я очень признательна всем, кто вырастил меня сообразительной и талантливой в своем роде. Мне с самого детства прививали любовь к книгам. И даже стихи мне читали не просто так. Каждый персонаж выговаривался с особым характером, с выражением прочитывалась роль. Мы вечером, управившись с домашними делами, сидя на лавочке в тесном семейном кругу, читали на перебой:

- А у нас в квартире газ! А у вас?

- А у нас водопровод! Вот!

- А из нашего окна Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

Как всё-таки тогда было здорово – мама, папа, бабушка, все родные… Каждый норовил продемонстрировать свои знания, добавить что-то своё.

Стихи Сергея Михалкова учили уважать друг друга, показывали, какой должна быть настоящая дружба, призывали к морали, призывали ценить чужой труд.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Когда я впервые услышала это стихотворение, в моей детской душе всё перевернулось. Кааааак? Как они могли? Мне часто рассказывали в детстве, что моей бабушке в 19 лет пришлось засеять целое поле хлеба, чтобы потом бойцы могли отстаивать свою землю в лютых боях. И к хлебу у нас всегда было особое отношение. А эти… Я плакала не от обиды. Я ревела от стыда, что могли эти мальчишки так поступить…

А вот это стихотворение, где над чистой и доброй дружбой мальчика и девочки стали смеяться все, кому не лень, можно отнести и к категории стихов для взрослых.

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

И не думал он влюбляться

И не знал до этих пор,

Что он будет называться

Глупым словом «ухажер»!

Чистой, честной и открытой

Дружба мальчика была.

А теперь она забыта!

Что с ней стало? Умерла!

Умерла от плоских шуток,

Злых смешков и шепотков,

От мещанских прибауток

Дураков и пошляков.

Согласитесь, ведь очень часто взрослые, не думая, посмеиваются над дружбой мальчика и девочки? А для малыша – это целый стресс, потому что он верит, что можно и нужно просто дружить. А потом мы жалуемся. Что вырастают люди, неуверенные в себе, забитые, нерешительные, неспособные строить нормальные человеческие отношения. Мы растаптываем детские интересы, не давая простора для развития личности. Ведь очень часто дети не решаются на что-то важное в своей жизни, потому что глупый дядя или тетя когда-то посмеялись над ним, забыв о том, что «человек начинается в детстве».

Есть у Сергея Михалкова и прозаические произведения. Они тоже нравоучительные, похожие на басни. «Заяц-симулянт», «Захваленная певунья» чётко прорисовывают разные типажи человеческих личностей, прикрытых, как это бывает в баснях, образами животных и птиц. А есть и настоящие басни, выстроенные в этом ироничном жанре. Одна из них «Кирпич и льдина»:

Плыл по реке Кирпич на Льдине,

Он у нее лежал на середине

И все учил ее, что не туда плывет,

Что надо бы прибавить ход,

Что нужно иначе держаться!

Напрасно не трещать и к берегу не жаться!

А Льдина таяла, приветствуя весну…

Пришло мгновение — Кирпич пошел ко дну.

x x x

Кирпич напомнил человека мне,

Что думал про себя: «Я нынче на коне!»

Учил других, командовать пытался,

А сам не «на коне» — на льдине оказался!

Готовя этот материал, я хотела найти для вас, мои читатели, стихи из раздела «для взрослых». Есть же они в творчестве Сергея Владимировича. И вдруг поняла, что все его стихи – для взрослых. Особенно для тех, кто забыл, что родом из детства. Перечитав его стихотворные произведения, я вновь вернулась в те годы, когда могла чувствовать себя ребёнком и порадовалась, что узнаю многие строки, вытягивая их из своей памяти, оживляя образы тех, кто был близок и дорог. Светлая печаль – вот то самое чувство, что связано у меня с творчеством Сергея Михалкова.

Есть интересный факт, который сейчас рассказывают как байку. Был объявлен конкурс на создание нового гимна. Свой текст предложил и Сергей Михалков. Его стихи очень понравились Сталину и после некоторого редактирования были утверждены.

Говорят, что коллеги по поэтическому цеху упрекали Михалкова, дескать, текст для гимна получился у него, мягко говоря, «не очень». На что мэтр отвечал: «Не буду спорить. Может быть, мои стихи получились «так себе». Но слушать вы их будете стоя!» Если говорить о вкладе Сергея Михалкова в развитие страны и её культуры, то он стал автором эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Как бессмертно имя самого автора, писавшего для детей от имени своего внутреннего ребёнка. Ведь это так здорово – уметь донести до читателя, которому всего-то пять лет, истину и привить правила поведения, которые не противоречат правилам души и человечности.

Человек-эпоха. Это без преувеличений можно отнести к Сергею Владимировичу. Он прожил 96 ярких, творческих, полноценных, наполненных смыслом лет. Но ещё дольше он будет жить в своих произведениях, если молодые мамочки и папочки вспомнят, что есть на свете настоящая детская литература. Им и самим бы не мешало бы почитать произведения великого поэта, чтобы научиться видеть мир детскими глазами.