Нельзя понять Православия без внимательного анализа истории святого Евангелия...

8:32 28 апреля 2024
180
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
За неделю до Пасхи, мы чествуем два Евангельских события. Позади сорок дней Великого поста, впереди Страстная неделя, а между ними праздничные дни, крепко связанные друг с другом - Лазарева суббота и Вербное воскресенье.
Не будь воскрешения «друга - Лазаря» и не было бы помпезного ВАИЙ (Вербного воскресенья)!Начнем с того, кем был Лазарь, подаривший имя не только праздничной субботе, но и передвижным больницам - лазаретам.
Лазарь был уважаемым иудеем, другом Иисуса. Когда Лазарь заболел, его сёстры Марфа и Мария, зная, что Иисус может их брата исцелить, с надеждой послали к Нему гонцов, сказать: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен!» Услышав это, Иисус отвечает словами, которые сначала не поняли пришедшие: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божьей» и, к удивлению учеников, остается еще «на два дня в том месте, где находился».
Почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни Его друга? Этим вопросом задавались и все очевидцы происходящего. «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», - восклицает Марфа, увидев Иисуса, пришедшего к уже умершему Лазарю. «Воскреснет брат твой», - отвечает Иисус. Евангелист Иоанн, рассказывая о воскрешении Лазаря, не скрывает сомнений, охвативших Марфу и всех пришедших оплакивать Лазаря в тот момент. Как верующие иудеи они знают: когда-нибудь Лазарь воскреснет из мёртвых, но сейчас-то в нем жизни нет, одно тление! «Прошло четыре дня после смерти! Ты пришел поздно! Уже смердит», - этот упрек к Христу и высказан, и услышан!
И тут Иисус опять произносит слова, не совсем понятные убитым горем людям, слова, имеющие глубочайший смысл: «Я - Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Верите ли вы в это?» Стоит ли говорить, что это обращение не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам?
А дальше происходит нечто совсем удивительное. Увидев плачущую Марию, Иисус «Сам восскорбел духом и пришел в волнение... Прослезился!».
Но почему Он плакал? Зная, что Лазарь будет воскрешён! Зная, что смерть Ему, Богу, подвластна! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает нам, людям! И этот момент Евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Иисус Христос потом Сам принял крестные страдания и смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви.
Но будем точны: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе, и даже не о плачущем, там сказано: «Прослезился Иисус». И это тоже важно. Святитель Василий Великий объяснял: Христос «заключил необходимые душевные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно».
Вернемся к строгим строкам Евангелия. Подойдя к гробнице, Иисус говорит: «отвалите камень». Лазарь был погребен в пещере, вход в которую и закрывал камень. «Господи! Уже смердит! Четыре дня прошло, как брат умер!» - пытается остановить Иисуса сестра Лазаря. Но Иисус ей в ответ: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и... воззвал громким голосом: «Лазарь, выйди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами... И Иисус говорит: «Развяжите его, пусть идёт».
Вот этот властный призыв Христа: «Лазарь, выйди вон!», звучащий в день праздника в храмах, обращен не только к Лазарю. И к нашим душам, погребённым под спудом грехов, к душам, как выразился один святой, «от наших грехов смердящим». В Великом каноне Андрея Критского в богослужении Великого поста слышен похожий призыв: «Душа моя, восстань, что спишь?»...(Вспомните Раскольникова из «Преступления и наказания»...вот она онтология мысли Достоевского).
Иисус Христос победил смерть, и вот как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, что Он сильнее смерти, Церковь Христова и установила перед Страстной неделей праздничную Лазареву субботу, как ступень пред пророческим Вхождением в Иерусалим Спасителя. В день Лазаревой субботы, наши предки ставили на стол рыбную икру - продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались почему именно икру рыбью, а не саму рыбу? Икринка - это зародыш новой жизни. Так богословие проникало в бытовую жизнь, освещало ее... 
А на другой день, весь Иерусалим приходит в торжественное волнение! Иерусалим встречает Господа Иисуса Христа воскресившего Лазаря!
Удивительное дело, обычно Иисус путешествовал пешком. Но в этот раз Он решается въехать в столицу Иудеи верхом, через главные ворота. Вот только для Своего въезда Иисус выбирает не коня - символ царской власти, Спаситель въезжает в Иерусалим «на осляти» - символе мира.
То был торжественный въезд. Единственный случай в земной жизни Христа, когда люди, не таясь, громко прославляли Его, с восторгом выкрикивая: «Осанна!», что в переводе с древнееврейского означает: «Спаси! Даруй спасение!» Осанну выкрикивали не отдельные группки учеников, нет, в радостном упоении ликовала вся толпа: в Иерусалим накануне Пасхи иудейской стекался народ со всего «рассеяния».  Дорогу, по которой ступали копытца молодого осленка, везущего на себе Иисуса, люди устилали своей одеждой и финиковыми побегами. Дети и женщины бежали вслед за Христом, размахивая пальмовыми ветвями. Пройдет четыре дня, и та же толпа, что сегодня восторженно приветствует Иисуса криками «Осанна!», будет требовать от Пилата: «Распни Его!»
Почему? Все дело в том, что люди ожидали от Христа. Одни видели в нем политического лидера, устроителя нового царства. Другие того, кто их накормит. Третьи ждали новых чудес и исцелений.
Но, в тот день, почти две тысячи лет назад, в день Входа Господа в Иерусалим, происходит не торжественный въезд на царство, нет: Иисус грядет на вольные страдания! Через несколько дней произойдет другое шествие - шествие Христа на Голгофу. И именно это вступление Господа на путь крестных страданий, вспоминают на Вербное в Православных храмах.
У нас нет пальмовых ветвей, чтобы приветствовать Христа, поэтому на праздничное богослужение в Вербное воскресенье верующие люди приходят с ветками вербы или ивы, освященными накануне. Впереди Страстная неделя, и... впереди Пасха и Его победа над смертью. И вечность вторгается в нашу повседневность.
... "Грядый Господь на вольную страсть..." (из отпуста страстной седмицы).
Стахий ЖУЛИН, настоятель Храма по имя Феодоровской Иконы Божией Матери , протоиерей 
Официальный интернет-портал правовой информации